Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народо Севера
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ЫСЫАХ – СИМВОЛ ЯКУТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Ысыах – это уникальное духовное богатство якутского народа, символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха. Он оставался и до сих пор остается той уникальной, культурной нишей, в которой сохраняется этническая специфика народа: осознание этнической идентичности, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ритуальный комплекс, музыкальная культура, фольклор, традиционное мировоззрение.


Рис 1. Ысыах на сунтарской земле. Из фонда МИАН ИГИиПМНС СО РАН

Эстетическая и культурная палитра представлений о главном празднике народа саха – Ысыахе – еще один ключ к пониманию гармонии человека с природой: для устройства Ысыаха выбирали красивые места с широкой поляной и площадкой для тюсюлгэ (деревянного сооружения, состоящего из двух или нескольких столбов, соединенных перекладиной). Около тюсюлгэ собирали всю резную кумысную посуду. На восточной стороне от тюсюлгэ ставили от одной до четырех коновязей. Верхушки сэргэ иногда увенчивались изображениями головы коня, а бока покрывались художественной резьбой. Сэргэ украшали разноцветными жертвенными лентами – саламой. Вокруг тюсюлгэ втыкали зеленые березки. Характерно, что одним из важных элементов торжества была праздничная одежда.

Женская праздничная одежда состояла из богато оформленной шубы бууктаах сон, высокой меховой шапки дьабака бэргэhэ и массивного серебряного украшения илин-кэлин кэбиhэр. Девушки надевали платье халадаай и серебряное налобное украшение бастынга. Детей также наряжали в нарядную одежду – уменьшенную копию взрослых костюмов. Мужчины надевали нарядный кафтан. Обязательным атрибутом был широкий наборный пояс из серебряных пластин.


Рис 1. Якуты в праздничном одеянии на Ысыахе. Из фонда НБ ИГУ, Иркутск «Альбом И.В. Попова» № А495855.

С единым комплексом ритуала и символики праздника был связан и семантический смысл композиции орнамента древних чоронов. Так, гребенчатый мотив, наносившийся около самого устья посуды, должен был символизировать пожелание богатства и плодородия.

Ысыах открывал устроитель праздника или уважаемый почетный старик, знающий обряды, ему помогали девять юношей и восемь девушек. Кропление местности кумысом – почитание божеств и духов – было центральным моментом праздника, и потому Ысыах получил свое название от слова ыс – «кропить, обрызгивать».


Рис 2. Ысыах Туймаады. Алгысчыт-заклинатель И.Г. Васильев проводит обряд благословления небесных божеств айыы «Айыыларга айах тутуу»

Происхождение Ысыаха связывают с мифом об Эллэе, который впервые совершил обряд держания кумысных чашей в честь светлых божеств айыы.

По старинным представлениям якутов на праздник Ысыах с небес спускались светлые божества айыы, именно от них зависела дальнейшая жизнь человеческого рода. На Ысыахе в день летнего солнцестояния якуты встречали небесных божеств и устраивали религиозный обряд поклонения божествам айыы и духам природы.

Так, Г.В. Ксенофонтов, известный этнограф и фольклорист, писал: «Ысыах есть центральная ось и символ веры древних религиозных воззрений якутов, унаследовавших самое последнее достижение степного номадизма». Якутский Ысыах был тесно связан с тем пластом религиозных верований якутов, который, несомненно, сформировался в среде древних скотоводов-кочевников. Якуты-коневоды в новых для себя условиях Севера сумели сохранить систему религиозных верований, отчетливо отражавших их хозяйственный цикл.

Прекрасный знаток якутской мифологии и героического эпоса П.А. Ойунский определял Ысыах как праздник коневодства и изобилия. Конь у якутов – животное божественного происхождения. Фольклорная традиция сохранила якутский миф о лошади – прародительнице народа саха. Считалось, что хозяйство верхнего мира основано на разведении коней, и поэтому якуты посвящали коней небесным божествам.


Рис 3. Священные лошади, привязанные к ритуальным коновязям – сэргэ. Из фонда МИАН ИГИиПМНС СО РАН

Ысыах как обряд кропления кумысом Неба, Земли и Воды был нормативным обрядом поддержания постоянного равновесия между людьми (культурой) и Природой (духами, божествами). В основе древнего ритуала Ысыах лежит тема первотворения, отсюда феномен праздника обладал особой связью со сферой сакрального, в нем соединялось прошлое, настоящее и «идеальное» будущее.

В этом отношении особое внимание следует обратить на народные игры, разыгрываемые на Ысыахе. Игра как моделирование будущего, на Ысыахе реализовывалась в общеуниверсальном символическом разыгрывании борьбы между зимой и летом (старым и новым). У якутов в старину весною, при исходе старого года и наступлении нового, находили двух молодых людей, из которых одного наряжали в одежду из шкуры белого жеребенка, другого – в одежду из шкуры рыжего или черного жеребенка. Первый из них назывался сыном айыы и олицетворял собой духа хозяина нового года, а другой сыном абаасы и символизировал духа хозяина старого года. Их заставляли бороться. Это называлось состязанием за первенство или состязанием за молочную пищу. При этом определялось угощение, которое поступало в пищу победителю (кумыс с маслом), каковым должен был оказаться сын айыы.

Символическая напряженность спортивных состязаний на празднике Ысыах носила ритуальный характер. На Ысыахе было много разных состязаний, цель которых – «завоевание счастливой доли». Например, такие игры как прыжки на одной ноге (кылыы) и прыжки обеими ногами (куобахтыы) по меткам, якутская борьба, стрельба из лука – в символическом плане были соотнесены с мифологемой судьбы.


Рис 4. Национальные прыжки кылыы. Из фонда МИАН ИГИиПМНС СО РАН

В целом, спортивные игры на Ысыахе можно рассматривать как своеобразный диалог с судьбой. В основе ритуальных игр на Ысыахе лежат обменные акции, одним из таких символических обменов является обмен удачей, счастьем. На Ысыахе давалась уникальная возможность «прорыва» своей судьбы: человек на празднике творения Вселенной и человека как бы «стирал» свое прошлое и переигрывал заново судьбу. С этой точки зрения Ысыах можно рассматривать как «игру с судьбой», где главными в празднике были не небесные божества, а сами люди – люди, которые не только молили о благополучии, но и «завоевывали» свое счастливое будущее. Завершался же Ысыах конными скачками, самым зрелищным состязанием праздника.

Якутский праздник Ысыах нес оптимистическую заряженность и моделировал символы жизнеутверждающего начала, с помощью которых можно было установить гармонию в обществе.

Гостевой этикет народа саха обязывал хозяина-устроителя праздника поднести чорон с кумысом самому почетному гостю, тот в свою очередь, сделав несколько глотков, передавал своему соседу по кругу.

Таким образом, праздник Ысыах заключил в себе все духовное богатство якутского народа, он был и остается одним из главных факторов сплочения якутского народа и самовыражения его как нации. В этом контексте следует выделить якутский круговой танец осуохай, символика которого насыщена глубокой философией. Якутский круговой танец осуохай, исполняемый в годовом ритуале Ысыах, символизировал создание нового мира. Двигаясь в неторопливом темпе по ходу солнца, танцующие как бы замыкали круг времени и пространства. Мотив круга являлся определяющим в якутском празднике первотворения, он «прочитывается» в форме места его проведения тюсюлгэ, в способе сидения по кругу тобюрюон, ритуальной передаче по кругу деревянного кубка с освященным напитком, в ритуальном хороводе осуохай. В мифологических песнях одним из главных глаголов являются слова «эргийии» («вращение»), «эргийэн», (обходя по кругу). Так, космообразующий ритуал Ысыах выстраивается по схеме «нарастающего» движения.


Рис 5. Круговой танец осуохай. Из фотоматериалов Американской Северо-Тихоокеанской этнографической экспедиции 1897-1902 гг. Часть 1. Якуты (https://humus.livejournal.com/3426052.html)

Ысыах как культ торжества и радости жизни был праздником семейным. К празднику готовились заранее, каждая семья старалась заготовить необходимый запас праздничной пищи и кумыса, сшить праздничную одежду. Семейные традиции праздника включали приглашение всех близких и дальних родственников, тесное общение всех родственников, планы на будущее, совместная трапеза и, наконец, благословления молодого поколения уважаемыми и почтенными членами семьи.


Рис 6. Праздничное угощение. Из фонда НБ ИГУ, Иркутск «Альбом И.В. Попова» № А495855.

Особое значение придавалось «обычаю произнесенного слова», через благопожелания задавалась стратегия будущей жизни. Непрерывность жизни подчеркивается на Ысыахе той ролью, которая принадлежит в ней старикам и особенно детям. Участие в таких обрядах представителей всех поколений, а также детей всех возрастов символизирует вечное продолжение человеческого рода.


Рис 7. На ысыахе. Дети. Фото А.Г. Леонтьева

Главный ритуал якутской традиции Ысыах следует рассматривать как историко-культурную ценность, являющуюся неотъемлемой частью общемирового, культурного наследия.

В 1991 году Ысыах стал государственным праздником Республики Саха (Якутия). Он стал объединяющим символом возрождения не только традиционной культуры народа саха, но и гуманистических тенденций в национальных проектах современной России.


Рис 8. Этнографы на празднике Ысыах. Фото А.Г. Леонтьева

Материал подготовила Романова Е.Н., д.и.н., г.н.с. отдела археологии и этнографии ИГИиПМНС СО РАН

Дата размещения 21.06.2020