Сектор этнографии народов северо-востока России
Экспедиции
Командировка в пос. Чокурдах Аллаиховского улуса Республики Саха (Якутия) с 13 по 27 октября 2014 г.

Состав группы:

1. Алексеева Сардаана Анатольевна, к.и.н., с.н.с. сектора этнографии народов Северо-Востока России ИГИиПМНС СО РАН.

2. Слепцов Юрий Алексеевич, лаб.-исследователь сектора этнографии народов Северо-Востока России ИГИиПМНС СО РАН.

Маршрут экспедиции: Якутск - пгт. Чокурдах - Якутск.

К.и.н. С.А. Алексеева в полевой этнографической экспедиции со студентами СВФУ среди анабарских долган (ноябрь 2013 г.)

Цель: сбор архивных, музейных источников и полевых материалов для подготовки первого тома Истории Якутии.

Основные результаты Алексеевой С.А. по Аллаиховской экспедиции:

1.Выявлено, что у отдельных представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС) Аллаиховского улуса (эвенов, юкагиров) наблюдается феномен "плавающей" этнической идентичности, который выражается в смене национальной принадлежности. В частности, это отмечается у некоторых представителей старшего поколения эвенского этноса, которые в силу государственной политики советского периода (ошибочное причисление к другим национальностям, недочеты, халатное отношение переписчиков, а также перегибы в национальной политике), были ошибочно причислены к юкагирскому этносу. В силу этого, произошло восстановление исконной этнической идентичности в постсоветском периоде, в период подъема национального самосознания и всплеска этнического развития.

Необходимо отметить, что в основе этнической идентичности лежит некая граница. А в роли такой границы выступают этнодифференцирующие признаки: язык, хозяйство, культурные традиции, антропологический тип, особенности религии. Идентичность в селе, идентичность в тундре.

По нашему мнению, в основе этнической идентичности КМНС Аллаихи лежит представление о принадлежности к той или иной общности/локальной группе и возникающая на этой основе солидарность. Главным фактором этнической идентичности является восприятие своей территории, образ жизни, сформировавшийся/присущий этой территории и социальные взаимодействия. Общее историческое прошлое, историческая память.

Социальное конструирование со стороны государства. Необходимо подчеркнуть, что признание за КМНС статуса коренных народов, выделение их в особый объект политики и права способствовало формированию групповой этнической идентичности.

Также наблюдаются отдельные случаи у локально проживающей группы русскоустьинцевАллаихи (с. Русское Устье), записи своих детей представителями коренных народов, в частности, юкагирами (приобретение вкладышей о национальности). В данном случае счет ведется по материнской линии (мать - юкагирка, отец - русский). Считаем, что немалую роль в причислении ребенка к тому или данному этносу в данном конкретном случае играют имеющиеся на сегодня льготы при поступлении детей в высшие учебные заведения, дополнительная денежная помощь, стипендии и т.д.

2.Особое внимание было уделено рассмотрению лингвистического ландшафта северного поселка - пгт. Чокурдах, изучению языковой среды пограничья и тенденций ее развития. Основным средством межкоммуникационного общения в различной социокультурной среде (садик, школа, предприятия, семья) является русский язык. Наблюдаются единичные случаи межличностного общения в семье на якутском, на эвенском языках.

Нами выявлено, что преподавание на языках КМНС не ведется. Последний выпуск отдельной эвенской школьной группы был завершен в 2011 г. Как мы выяснили со слов директора средней школы пгт. Чокурдах, нет "социального заказа". Дело в том, что в настоящее время поселок городского типа Чокурдах не входит в перечень мест компактного проживания КМНС по административно-территориальному делению. К сожалению, когда в свое время проводили территориальное размежевание мест проживания коренных народов Севера, то именно пгт не были по каким- то причинам включены в этот перечень. Что создает дополнительные сложности на сегодняшний день, в части обучения родным языкам детей КМНС в школах. В то время как например, в пос. Оленегорск, входящий в состав Аллаиховского улуса, ведется преподавание на родном эвенском языке.

Также выявлено, что в Аллаихе наблюдается особая языковая и культурная ситуация: старшее поколение КМНС, проживающее в основном в поселке, является мультиязычным и говорит на трех языках: русском, эвенском, якутском.

Командировка в Момский район Республики Саха (Якутия) в марте - апреле 2014 г.

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ), МОМСКИЙ РАЙОН, ЧЕРСКИЙ ХРЕБЕТ, РЕКА УМБА, п. Сасыр.

Цель командировки - сбор этнографических материалов и разведка подступов к месторасположению могилы шаманки в местности Бэркичэх.

Место проведения работ: Республика Саха (Якутия), Момский район.

В сезон 2014 г. была проведена разведка подступов к могиле шаманки в местности Бэркичэх по реке Умба. В этом году выпал глубокий снег, поэтому проход к самой могиле не представляется возможным из-за обильного снега в горах, поэтому эвены нынче решили изменить летовку оленей на местности Бэркичэх и также изменить летний маршрут.

Собран этнографический материал от информантов самого отдаленного населенного пункта в Момском районе - п. Сасыр, где компактно проживают одни из представителей малочисленных народов Севера - эвены.

  • Бабаарына (Поварня) шестиугольное здание в Черских горах.

  • Балаган в местн. Тарын Юрях.

  • Возле вулкана Балаган Таас. Момский район.

  • Возле наскального рисунка. Момский район.

  • Возле п. Тебюлях Момского района.

  • Возле теплого ключа Томпонского района.

  • Вулкан Балаган Таас

  • Ежедневное блюдо оленеводов - мясо.

  • информантом Марией Громовой

  • Коновяз. Момский район.

  • Конское убранство. п. Алеко Кюель. Среднеколымский район.

  • местн. Крепость. Анюя. Среднеколымский район.

  • На конебазе. Среднеколымский район. п. Алеко Кюель.

  • На перевале Ольчан.

  • Оленеводы Момского района

  • Пещера в Черских горах.

  • С директором музея им. Дегтярева Розалией Дегтяревой.

  • С информантом оленеводом Андреем Слепцовым

  • Тарын Юрях. Момский район.

  • Теплый Ключ

  • Уха из неочищенного чира. Среднеколымский район.

  • Черские горы.

  • Экспедиция в Момском районе по поиску наскального рисунка 1.

  • Экспедиция в Момском районе по поиску наскального рисунка 2.

  • Экспедиция в Момском районе по поиску наскального рисунка.

  • Этновоспитание на базе коневодов. Среднеколымский район. п. Сватай.

  • Якутские лошади. Момский район. мест. оз. Улахан Кюель.

Экспедиция н.с., к.и.н. В.В. Ушницкого в Горный Алтай и в Горную Шорию: по следам знаменитых этнографов

С 1 по 30 августа 2014 г. происходила грандиозная экспедиция по территории Республики Горный Алтай, не имеющая аналогов в российской полевой этнографии. Пройдены огромные километры авто и пешего маршрута по труднодоступным горным районам с целью сбора фольклорных и этнографических материалов. Раньше нами же в 2010 был осуществлен сбор генетических материалов населения Республики, эти материалы пылятся в архивах лаборатории генетических исследований СВФУ. В 2012 г. летом на конях проводил фото и видео съемки алтайского национального праздника Эль Ойын. Осенью 2012 г. ездил в экспедицию в Турочакский район для изучения малочисленных этносов тубалар и челканцев.

С 1 по 30 августа 2014 г. были проведены полевые исследования в Горном Алтае. В четырех районах Республики: Онгудайском, Кош-Агачском, Турочакском и Усть-Канском районах, собран фольклорный и этнографический материал. Полевой материал разноплановый, охватывает темы следующих исследований: ах дьанг или бурханизм, обряд поклонения Хозяину Алтая, черный шаманизм, кузнечество, свадебный обряд, алтайские сеоки, традиционная охота, система жизнеобеспечения северных алтайцев. Удалось побывать и собрать полевой материал в этнографических деревнях Кулады, Боочи, Бичикту Боом, Купчегень Онгудайского района; Мендур-Соккон Усть-Канского района, Теленгит-Сортогол Кош-Агачского района. Длительные беседы с хранителями алтайской культуры Н.Дь.Аюлдашевым, Н.А.Шодоевым и Н.В.Екеевым позволили глубже вникнуть в традиции алтайского народа. В селе Купчегень Онгудайского района посетили местных кузнецов. В сельских библиотеках и филиале ГПНТБ в г. Новосибирске удалось поглубже познакомиться с классическими трудами по шорской и алтайской этнографии: исследованиями В.Б.Вербицкого, В.В.Радлова, Швецова, А.Г.Данилина, Н.В. Анохина, С.А.Тюхтеновой, Н.А.Тадиной, Н.В.Екеева, Л.П.Потапова, Л.А.Шерстовой, Н.П.Дыренковой.

Были проведены полевые работы в местах расселения малочисленных народов Северного Алтая: челканцев и тубаларов в Турочакском районе. Удалось выехать в дальние села Бийка и Курмач-Байгол, где компактно проживают челканцы, сохраняющие свой древний язык. Далее на попутной автомашине отправился в Горную Шорию (Таштогольский район Кемеровской области). Также удалось впервые побывать с научной целью в Горной Шории. Там встречались с потомственной шорской шаманкой Надеждой Мортуевой, с охотниками и пожилыми информаторами в селе Усть-Кабырза, получили материалы по шорской истории и этнографии от Ю.К.Токмаша.

Экспедиция м.н.с. Варавиной Г.Н. в Себян-Кюель Кобяйского улуса

  • Ламунхинские эвены во время перекочевки. п. Себян-Кюель, 2012 г.

  • Будущий оленевод. п. Себян-Кюель, 2012 г.

  • Кочевье по Верхоянским хребтам. Горно-таежные эвены. п. Себян-Кюель, 2012 г.

  • Потомки рода Степановых. п. Себян-Кюель, 2012 г.

  • Священный олень-кудьай - покровитель семьи Степановых. п. Себян-Кюель, 2009 г.

  • Символ благополучия и счастья - белый олень. Эвены-ламунхинцы. п. Себян-Кюель, 2011 г.

Экспедиция в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края и Сахалинской области к.и.н. Саввинова А.И. в рамках Проекта "История Якутии" в 2014 г.

Эвенкийский муниципальный район Красноярского края.

Сроки: с 2 по 17 июля.

Цель: Сбор полевого материала, изучения современной демографической, социокультурной и языковой ситуации у ессейских якутов.

Маршрут: Якутск - Красноярск - Тура - Ессей - Тура - Красноярск - Якутск.

Этническая группа ессейских якутов, компактно проживающая в заполярном поселке Ессей не была еще объектом современных исследований. Их численность по последним данным составляет около 900 чел. Изучение ессейских якутов представляет сегодня значительный интерес не только как локальная группа северных якутов-оленеводов, но и как особое территориально-административное поселение, находящееся за пределами республики. Основной задачей экспедиции являлось изучение современной демографической, социо-культурной и языковой ситуации у ессейских якутов. Особое внимание уделялось к изучению современных изменений, происходящих за последние годы. Как показывают наши наблюдения в социально-экономическом плане в поселке немало проблем. Отмечается достаточно не стабильная демографическая картина. Одним из характерных явлений последних двух десятилетий можно отметить некоторый миграционный процесс среди ессейских якутов. Особенно среди молодежи увеличивается число уезжающих в Якутию на постоянное место жительства. Зато в местной школе, как и прежде немало приезжих учителей. Сохранность традиционного оленеводства сегодня отмечается лишь небольшим частным поголовьем. В целом изменения происходящие сегодня во многих сферах жизнедеятельности данной группы можно охарактеризовать как достаточно сложные, и они, прежде всего, объясняются не стабильностью современных социально-экономических условий. В ходе полевой работы также проводился сбор историко-этнографического материала по изучению особенностей традиционных занятий, религиозных верований, хозяйственной деятельности т.д.

В администрации муниципального района, а также в Ассоциации коренных малочисленных народов Севера ознакомились с текущей документацией сельских поселений, получены некоторые последние официальные данные по ессейским якутам. Важным событием для ессейских якутов является недавно принятое Постановление Красноярского края от 18.01.2011 №14-п (ред. от 21.05.2913) "Об утверждении Порядков и нормативов предоставления в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края мер социальной поддержки лицам из числа коренных малочисленных народов Севера и лицам, относящимся к этнической общности ессейских якутов", а также Закон Красноярского края (ред. от 05.03.2013) "О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муницпиальном районе Красноярского края". Безусловно, эти законы дают новые гарантии на улучшение социально-экономического положения ессейских якутов.

Таким образом, собранный новый материал пополнит имеющуюся научную базу темы, многие данные впервые будут вовлечены в научный оборот. В целом состоялась плодотворная творческая поездка, в ходе которой успешно выполнена цель экспедиционной работы.

Сахалинская область.

Сроки: с 2 по 16 августа.

Цель: Изучение истории и современного состояния группы этнических якутов, проживающих на территории области. Сбор полевого материала.

Маршрут: Якутск - Хабаровск - Оха - Вал - Ноглики - Александровск-на-Сахалине - Виахту - Тымовск - Поронайск - Южно-Сахалинск - Хабаровск - Якутск.

  • На приеме у Радомского Александра Михайловича - мэра города Поронайска

  • Старожил Сахалина - якутка Афанасьева (Винокурова) Анна Степановна дочь репрессированного якутского оленевода. 85 лет.

  • В местности, где начиналась торговая деятельность якутского купца Винокурова Д.П. (начало 1920-х гг.)

  • На побережье Охотского моря

  • Исследователь истории гражданской войны и национальной интеллигенции Е.П. Антонов и руководитель экспедиции Е.Н. Романова. У музея книги А.П. Чехова в Южно-Сахалинске.

Сегодня изучение истории этнотерриториальных групп якутов, проживающих за пределами республики, выявление диаспоральных особенностей развития их этнокультурных традиций становится одной из актуальных задач. Изучение темы якутской диаспоры на Дальнем Востоке начатое в последние годы интересно тем, что затрагивает многие аспекты истории территориального освоения и расселения коренного населения в регионе. Новизна настоящего экспедиционного проекта заключается в том, что впервые нами предпринят сбор полевого материала по комплексному изучению этнической истории якутов на территории Сахалина.

Экспедиционная работа проводилась в населенных пунктах Охинского, Ногликского и Александровского районов области. Охинский район известен как центр нефтедобывающей промышленности. Более чем столетняя история развития этой отрасли неразрывно связана с северной частью региона. Интерес к истории добычи нефти на Сахалине связан, прежде всего, с именем первооткрывателя сахалинской нефти якута Филиппа Павлова. Этот исторический факт подтверждается многими достоверными источниками. Один из них богатая музейная экспозиция, рассказывающая историю местной нефтяной промышленности, где упомянуто его имя.

Работа по сбору полевого материала проводилась среди представителей коренного населения, которое проживает в Охе. Это в основном выходцы из закрытого в середине 1950 гг. поселка Ныйдэ, бывшего оленеводческого колхоза "Новый путь". Колхоз находился в районе западного побережья, недалеко от местности Погиби. Коренное население здесь в основном были эвенки и якуты. Состоялись встречи и беседы со старожилами и ветеранами, среди них был проведен устный опрос и т.д.

Следует отметить, что настоящая экспедиционная работа по изучению местных эвенков и якутов предпринята впервые, поскольку здесь еще не было подобных исследований. Основной задачей данной работы - изучение этноисторических связей коренного населения Якутии и Сахалина, сбор историко-этнографических сведений, связанных с расселением эвенков и якутов на данной административной территории. В результате собран весьма интересный материал о местных якутах и эвенках, новые данные об их расселениях и т.д.

Полевая работа продолжалась в пп. Вал и Виахту - старых поселениях коренных народов: нивхов, уйльта, эвенков. Более того эти районы считаются этнической территорией расселения местных эвенков и якутов. Основная цель работы на местах также изучение истории формирования местных групп якутов, выявление их этнического состава, изучение особенностей этнокультурных традиций языка и хозяйственной деятельности. Кроме того особое внимание уделялось изучению современной этнокультурной ситуации и социально-демографических проблем среди данной группы. В целом работа по сбору полевого материала представляет весьма интересную задачу, поскольку изучение этой группы якутов в настоящее время проводится впервые. Здесь, прежде всего, нам удалось поработать с местными информантами - представителями изучаемой группы, это люди в основном пожилого возраста, старше 60-70 лет. Для выявления родословной местных якутов был проведен опрос представителей старшего поколения.

Кроме того местных администрации ознакомились с социально-экономическим положением сельских поселений, деятельностью госучреждений и хозяйственных структур, архивной и текущей документацией. Кроме того, в поселках велась работа с отдельными информантами, знатоками и носителями языков. В этих населенных пунктах также была проведена работа по сбору научного материала и изучению современной демографической, языковой и этнокультурной ситуации среди коренного населения.

Следующим важным направлением можно сказать работу в местных краеведческих музеях. Работа в Охинском, Ногликском, Поронайском и Южно-Сахалинском краеведческих музеях, безусловно, дала огромную информацию по истории и культуре коренного населения острова. Нам удалось ознакомиться с интересной коллекцией предметов, относящихся к традиционной культуре эвенков и якутов. Например, представляет особый интерес мужской наборный пояс с металлическими бляшками, хранящийся в фондах Южно-Сахалинского музея. Предмет явно якутской работы, был приобретен в 1950 годах в Ныйдэ, однако носил он эвенкийское название "Ковбу". В музеях хранится большое количество фотографий довоенного и послевоенного периода. Среди них можно найти немало снимков местных эвенков и якутов. Кроме музейных собраний, много интересных черно-белых фотографий нам удалось обнаружить в семейных альбомах наших информантов. В целом следует отметить, что еще предстоит работа по научной атрибуции этих, безусловно, ценных музейных документов.

Кроме работы в музеях велась работа по сбору статистических данных о численности населения в статистических органах области. Однако в материалах переписей особенно постсоветского периода очень часто отсутствуют данные о численности якутского населения, поэтому имеющиеся современные сведения о национальном составе и численности имеют не полный характер.

В областной публичной научной библиотеке удалось ознакомиться с трудами дальневосточных авторов Буцевича, Канторовича. Панфилова, Галичанина, Ремизовского и др. ксерокопировать и другую историческую и краеведческую литературу.

В целом настоящую экспедиционную поездку следует считать достаточно плодотворной, благодаря которой впервые удалось собрать интересный полевой материал для дальнейшего комплексного изучения диаспоральных групп якутов на Дальнем Востоке. Имеющийся материал дает возможность сделать некоторые предположения относительно истории миграции, расселения и формирования эвенкийско-якутской группы населения в районе северо-западного побережья региона. Собранный материал, безусловно, поможет в дальнейшем изучении истории этнокультурного освоения якутами дальневосточных территорий.

Информация о секторе

Краткая история
Научные направления
Проекты
Гранты
Интеграция науки и образования
Книги
Экспедиции
Семинары

Контактная информация

Адрес:677000, г. Якутск, ул. Петровского, 1, каб.305-306
Эл. почта: konference@mail.ru
Телефон:(4112) 36-46-58
Сотрудники

Романова Е.Н. - зав.сектором, д.и.н.
Алексеева С.А. - к.и.н., с.н.с.
Алексеева Е.К. - к.и.н., с.н.с.
Васильев В.Е. - к.и.н., с.н.с.
Саввинов А.И. - к.и.н., с.н.с.
Ушницкий В.В. - к.и.н., н.с.
Данилова Н.К. - к.и.н., н.с.
Варавина Г.Н. - м.н.с.
Слепцов Ю.А. - ст.лаб.
Семенова Н.Н. - ст.лаб.