Меню Закрыть

Аудиовизуальный фонд исчезающих языков

19 22 32 16 34 27 23 25 28 29 30 31 17

Якутия



Абыйский улус

Эвены Абыйского района

Абыйский район – муниципальное образование в Республике Саха (Якутия) Российской Федерации. Административный центр пгт Белая Гора. Район расположен в Заполярье в Колымской низменности. Граничит с Аллаиховским, Среднеколымским, Верхнеколымским, Момским, Усть-Янским районами. Численность населения составляет 3916 человек. В районе проживают якуты, эвены, эвенки, русские, украинцы. Эвены проживают компактно в п. Куберганя (якут. Кэбэргэнэ).
Куберганя – единственный населенный пункт и центр сельского поселения Майорский национальный наслег в Абыйском улусе Республики Саха (Якутия). Село расположено за Северным полярным круглм в 170 км к югу-западу от поселка Белая Гора. Село основано в 1931 году. Согласно Закону РС (Я) от 30 ноября 2004 года №173-3 №353-III село возглавило образованное муниципальное образование Майорский национальный наслег. Основу экономики наслега составляет сельское хозяйство, главными отраслями которого являются оленеводство, пушной промысел и рыболовство.
Численность эвенов, проживающих в Абыйском районе, составляет 348 человек, что составляет 7, 86 % от общего числа населения. По данным переписи на 2000 г. в посёлке Кубергеня Абыйского улуса проживает 630 человек, из них эвенов – 137. По национальному составу в наслеге преобладающее место занимают якуты [1].
Эвены, проживающие в селе Куберганя Абыйского района, относят себя к эвенским родам Деллянкин и Кукуйун.
В исследованиях известного ученого А.А. Бурыкина указывается, что название рода Деллянкин «не имеет объяснения, однако его можно выводить из корякского топонима Дяллянадан (так называется на диалекте тайгоносских коряков река Парень). Название входит в ряд топонимических названий территориальных групп, хотя исходное географическое название и не поддается локализации: его совпадение с названием Парени случайно. Название совпадает с именем современного эвенского рода Дяллянкан, проживающего в Магаданской области, на Чукотке и на Камчатке [1].
Другие исследователи склонны считать, что «основой этнонима служит, возможно, эвенское дьол (камень). Подтверждением такого предположения могут служить русские наименования административных Дельянских родов – «каменные». Возможно и иное происхождение этнонима – от эвенкийского дил (голова), дилниэ (не слушаться, непослушный)[Формирование]. Эвены Абыйского района считают, что к роду Дяллянкан относятся переселенцы из Эсэлэхского наслега Момского района Никулины и Слепцовы.
Род Кукуюн. Один из многочисленных родов, представители данного рода проживают в Усть-Янском, Момском и Аллаиховском районах Республики Саха (Якутия). Родовое название Кукуюн эвены возводят к слову «кукэки» (сойка). А.А. Бурыкин связывает данный этноним с топонимом: «Эвенкийский род, чье название связано с названием реки Кухтуй (современное эвенское Кукти с неясной этимологией). Отметим, что река Кухтуй располагается как раз по центру территории, на которой фиксируется данное название. Эвенки рода Куркогир позднее перекочевали далеко к западу от данной местномти, вероятно, основа названия сохранилась и в названии эвенского рода Кукуюн в бассейне реки Индигирки» [1].
На сегодняшний день эвены Майорского наслега частично сохранили свой родной язык, родную речь можно услышать только на уроках родного языка. По данным информанта из п. Куберганя на эвенском языке говорит около 45 человек. Основное население говорит на якутском и русском языках. В школе эвенский язык преподается с 1 по 11 классы. С 1 по 6 классы эвенский язык преподается 3 часа в неделю, литература 2 часа. С 7 по 8 классы 2 часа, литература 2 часа в неделю. В 9 классе эвенский язык 3 часа, литература 2 часа в неделю. 10-11 классы изучают эвенский язык 1 час, литература 3 часа в неделю.
Специальные монографические исследования языка абыйских эвенов отсутствуют, но тем не менее относят его к среднему наречию. Все эвенские говоры по фонетическим, морфологическим и лексическим признакам составляют три наречия: восточное, среднее и западное [4]. Так В.А. Роббек пишет: «основная часть эвенов, представляющих среднее наречие, живет на территории Якутии по правым притокам Алдана, по верхним притокам Яны и в бассейне р. Индигирка в пределах Томпонского, Оймяконского, Момского, Абыйского и Аллаиховского районов. Представители этого наречия встречаются также в ряде наслегов Усть-Янского, Верхоянского и Нижнеколымского районов» [4]. Основными фонетическими признаками, по которым выделяются три наречия, являются соотвествия звуков с – х, лр – лд – лл, нр – нд – нн. Так звук с, характерный для восточного наречия, в середине и конце слова соответствует в среднем наречии звуку х, например: ичысын (вост) – ичыхын (средн), хуси (вост) – хухи (средн) и т.д.
Соответствие сочетаний согласных лр – лд – лл, нр – нд – нн в восточном среднем и западных наречиях: олры – олда – олло, улры – улдэ – уллэ, нанры – нанда – нанна, иманры – иманда – иманна и т.д.
Ы- и о-образное произношение звуков а, э: акын – акын – акон, ноҥын – ноҥын – ноҥон, габыр – габбыр – габор и т.д.
В исследованиях К. Новиковой указывается, что между восточным и западными наречиями расположено среднее наречие, «говоры среднего наречия, занимая промежуточное географическое положение между восточным и западным наречиями, содержат в себе отдельные черты и восточных, и западных наречий». Так для среднего наречия характерно:
1. Ыканье (восточная черта)
2. Хаканье (западная черта)
3. Наличие особых форм аффиксов принадлежности имен и личных глагольных аффиксов 2-го и 3-го л. Мн.ч. (западная черта)
4. Отсутствие личного местоимения 1.л.мн.ч. исключающей формы бу (западная черта)
5. Отсутствие несамостоятельных форм притяжательных местоимений мин, hин, мун, hун (западная черта).
Вместе с тем К. Новикова указывает, что, обладая особенностями западного наречия, средний говор близок к восточному наречию [3].
Состояние фольклорной традиции у эвенов Абыйского района было исследовано сотрудниками ИГИиПМНС СО РАН во время экспедиционных поездок с 2004 по 2018 годы. Так ими отмечается, что у эвенов Абыйского района функционируют такие фольклорные жанры как предания, мифы, рассказы, песенно-танцевальное творчество. Исследователи констатируют отсутствие малых жанров фольклора, сказок и архаического эпоса. Были записаны около десяти топонимических преданий у Слепцовой Акулины Дмитриевны [5].
В настоящее время учащиеся п. Куберганя под руководством учителей активно участвуют в республиканских научно-практических конференциях, где представляют работы по языку и фольклору эвенов Абыйского района. Так в 2022 году на конференции «Би ҥөнмир хутэн бисэм», посвященной 85-летию со дня рождения В.А. Роббека, была представлена работа «Самородки эвенского фольклора Майорского наслега Абыйского района» (исп. Слепцова Ирина, научный руководитель Никулина Т.М.), где исследован песенный фольклор Майорского наслега конца ХХ века.
В настоящее время в селе Куберганя действует эвенский народный ансамбль «Ноҥдан», детский эвенский ансамбль «Нөлтэнкэ».

Литература
1. Бурыкин А.А. Эвенкийские и эвенские этнонимы Охотского побережья/https://zaimka.ru/burykin-okhotsk-coast/#:~:text=%D0%AD%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%8D%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5,1997.%20%D0%A1.%2042.
2. Википедия
3. Новикова К.А. Очерки диалектов эвенского языка: Ольский говор. Л. : Наука, 1980. С 19.
4. Роббек В.А. Грамматические категории эвенского глагола в функционально-семантическом аспекте. Новосибирск, Наука, 2007, с. 459.
5. Шарина С.И. Функционирование фольклора в среде эвенов Якутии / С. И. Шарина, Р. П. Кузьмина // Научный диалог. — 2019. — № 10. — С. 295—308. — DOI: 10.24224/2227- 1295-2019-10-295-308.

 

Авторизация
*
*
Генерация пароля