Меню Закрыть

Аудиовизуальный фонд исчезающих языков

19 22 32 16 34 27 23 25 28 29 30 31 17

Якутия



Оймяконский улус

Эвены Оймяконского района Республики Саха (Якутия)

 

Площадь района — 92,3 тыс. км². Оймяконский улус расположен в восточной части Якутии. На юге улус граничит с Хабаровским краем, на востоке – с Магаданской областью. Район объединяет 5 наслегов и 2 городских поселения – всего 16 населённых пункта. Крупнейшее поселение и административный центр улуса – посёлок городского типа Усть-Нера. Через него проходит федеральная автотрасса «Колыма» (Якутск – Магадан). Используются также зимники и вертолётное сообщение.

Оймяконский улус – самое холодное место на планете за пределами Арктики и Антарктики. В селе Оймякон зафиксирована самая низкая температура воздуха (-71 градус), из-за чего регион называют «полюс холода».

Суровые климатические условия обусловлены несколькими факторами: географическим расположением, удалённостью от океанов и характером рельефа. Улус является гористым краем. На западе района раскинулось Оймяконское нагорье и Эльгинское плоскогорье, на севере – гребни системы хребта Черского, на востоке – Нерское плоскогорье, на юго-западе – хребет Сунтар-Хаята, в центре – хребет Тас-Кыстабыт.

Границы горных областей разделены долинами рек. Основная река улуса – Индигирка, остальные водные артерии относятся к её бассейну. Только в долинах сосредоточены равнинные участки, а также заболоченные участки и пойменные озёра.

В районе разведаны залежи металлов: золота, олова, серебра, свинца, вольфрама, сурьмы и цинка.

Территория Оймяконского улуса вследствие суровых климатических условий была малонаселённым регионом. Здесь проживали лишь охотники оленеводы эвены. В средние века сюда вторглись якуты, вытеснив или ассимилировав аборигенов. Ныне якуты составляют всего четверть населения улуса. Больше половины – русские.

В XVII веке этот край включён в состав Российского государства, однако фактически местное население продолжало жить своей жизнью, только в статусе подданных российского царя. В дореволюционный период регион входил в состав Верхоянского округа Якутской области.

В 1931 году сформирован Оймяконский район. Центром было одно из старейших поселений этих мест – Оймякон. Хозяйственное освоение края началось с 1920-х годов, когда здесь прошлись геологоразведочные экспедиции и выявили месторождения металлов. Тогда начинается развитие горнодобывающей отрасли и строится дорога «Колыма».

Посёлок Усть-Нера возник в конце 1930-х. В 1954 году в силу более выгодного расположения в посёлок переехала администрация района [9].

В Оймяконском улусе эвены являются единственными представителями малочисленных народов Севера, компактно проживающими на территории трех наслегов: II Борогонского (с. Томтор – 131 человек), Сордоннохского (с. Орто-Балаган – 47 человек) и Ючюгейского (с. Ючюгей – 129 человек) [7; с. 198].

В родовом составе Оймяконского района в дореволюционное время было 15 наименований, таких как Уягинкин (уяган), Готнинкын (годникан), Киелэ (Килар), Аянкин, Уллянкин, Гэрбиткин (горбикан), Деллянкин (дельян), Мэмээ (мымээ, мымэ, мемель), Бахсы, Седюнээ, Кукуин, (молаткин или куунгукигир, кукугир), Томпоткин, Параяткин (бирайааткин), Невъянкин (евъян), Кенгалак, при этом представители этих родов встречались также в Момском, Верхоянском, Охотском районах» [4]. 

 В настоящее время эвенский язык используется в основном в речи старшего поколения в производстве (оленеводство).  В школах Оймяконского улуса не ведется преподавание родного эвенского языка. В Ючюгейской СОШ раз в неделю проводится внеурочная деятельность по духовной культуре эвенов (преподаватель Винокурова И.Х.).

В связи с тем, что говор эвенов Оймяконского улуса не подвергался специальному изучению сведения о нем в научной литературе незначительны и разрозненны. Так,  в своей работе «Очерки диалектов эвенского языка. Ольский говор»  К.А. Новикова относит говор эвенов, проживающих в Оймяконском районе к среднему наречию эвенского языка и выделяет следующие особенности: «Говоры среднего наречия, занимая промежуточное географическое положение между восточным и западным наречиями, содержат в себе отдельные черты и восточных, и западных говоров. Для большинства из них характерно следующее:

– ыканье (восточная черта), при этом в некоторых говорах краткий гласный э имеет ы-образный характер не только в непервых слогах, но и в начальном слоге (гърбъ ʻимяʼ вм. лит. гэрбэ; ълъкъс ʻвпервыеʼ вм. лит. элэкэс);

– хаканье (западная черта);

– наличие особых форм аффиксов принадлежности имен и личных глагольных аффиксов 2го и 3го л. мн.ч. – западная черта (ǯўhнън ʻнаш домʼ вм. лит. дюсан; ǯўтнън ʻих домʼ вм. лит дютан; эмдиhнън ʻвы пришлиʼ вм. лит. эмрисэн; эмдитнън   ̴  эмдиттън ʻони пришлиʼ вм. лит. эмритэн;

– отсутствие личного местоимения 1го л. мн.ч. исключающей формы бу (западная черта)

– отсутствие несамостоятельных форм  притяжательных местоимений мин, hин, мун, hун (западная черта);

– наличие в большинстве говоров согласования между определением и определяемым в числе и падеже (восточная черта) и др.

Несмотря на указанные выше и некоторые другие особенности среднего наречия, оно довольно близко примыкает к восточному наречию [5; с. 19.].

В.А. Рообек так же относит говор оймяконских эвенов к среднему наречию эвенского языка: «Основная часть эвенов, представляющих среднее наречие, живет на территории Якутии по правым притокам Алдана, по верхним притокам Яны и в бассейне р. Индигирка в пределах Томпонского, Оймяконского, Момского, Абыйского и Аллаиховского районов [6; с. 459].

В классификации диалектов и говоров эвенского языка А.А. Бурыкина оймяконский говор отнесен к индигирскому диалекту западного наречия эвенского языка [2].

Устное народное творчество  эвенов Оймяконья представлено эпическим сказанием  «Иркэнмэл, Ойинде, Мэтэлэ», а также несколькими фольклорными текстами, записанными  в 1971 г. Даниловой А. А. от родного брата сказителя Егора Андреевича Данилова, уроженца  Оймяконского района, 1917 года рождения [3].

В 2014 году опубликована статья «Предания и мифы эвенов рода Готнинкан Оймяконского района Якутии»  в которой дана информация о сказителях Громове Г.Я. (1881-1981г.г.) и Громове Я.Г. (1928-2001г.г.). В работе автор фрагментарно приводит записанные у сказителей тексты [1].

Исследователями С.И. Шариной и Р.П. Кузьминой выявлено функционирование сказок, преданий, мифов, рассказов, малых жанров фольклора и песенно-танцевального творчества у оймяконских эвенов [8; с. 299]. В своей работе исследователи отмечают в фольклоре оймяконских, момских, абыйских и кобяйских эвенов широкое использование наименований горного ландшафта и зоонимной лексики, характерной для данной местности [8; с.305].

Сохранение языка и культуры эвенов Оймяконского улуса происходит во многом благодаря работе активистов, пропагандистов родного языка, таких как эвенская поэтесса, к.ф.н. Варвара Григорьевна Белолюбская, певец и поэт Андрей Громов – Агды, энтузиаст Ирина Христофоровна Винокурова и др.   

Список использованной литературы

  1. Белолюбская В.Г. Предания и мифы эвенов рода Готнинкан Оймяконского района Якутии //Реальность этноса. Образование – культура – экономика в устойчивом развитии Российской Федерации: сб.ст. по мат-лам XVI Международной научно-практической конференции в рамках Конгресса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Санкт-Петербург, 27-29 мая 2014г./ Под науч.ред. И.Л. Набока. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. С. 481-483. – 551 с.
  2. Бурыкин А.А. Язык малочисленного народа в его письменной форме : (на материале эвенского языка) : [социолингвистические и собственно лингвистические аспекты]. СПб. : Петербургское востоковедение, 2004.
  3. Данилов Е.А. Иркэнмэл, Ойинде, Мэтэлэ. Якутск: Изд-во «Розовая чайка», 1991. 46 С.
  4. Николаев, С.И. Эвены и эвенки юго-восточной Якутии / С.И. Николаев. – Якутск, 1964. – 201 с.
  5. Новикова К.А. Очерки диалектов эвенского языка. Ольский говор. Часть 1. Москва, Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1960. 263 С.
  6. Роббек В.А. Грамматические категории эвенского глагола в функционально-семантическом аспекте. Н.: Наука, 2007. – 723 С.
  7. Филиппова В.В. Эвены Якутии в ХХ веке: динамика численности и изменения в расселении // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 447. С. 194–201. DOI: 10.17223/15617793/447/23
  8. Шарина С. И. Функционирование фольклора в среде эвенов Якутии / С. И. Шарина, Р. П. Кузьмина // Научный диалог. — 2019. — № 10. — С. 295—308. — DOI: 10.24224/2227- 1295-2019-10-295-308.
  9. Интернет-ресурс tochka-na-karte, режим доступа: https://tochka-na-karte.ru/Goroda-i-Gosudarstva/16109-Ojmyakonskij-ulus.html (дата обращения 8.09.22)

 

Авторизация
*
*
Генерация пароля