Меню Закрыть

Аудиовизуальный фонд исчезающих языков

19 22 32 16 34 27 23 25 28 29 30 31 17

Якутия



Среднеколымский район

Село Березовка Среднеколымского улуса РС (Я) – место компактного проживания эвенов

На восточной территории улуса, в 240 км. от г. Среднеколымска расположено маленькое эвенское село Березовка – Березовский национальный (кочевой) наслег Среднеколымского муниципального района, который состоит из двух населенных пунктов: с. Берёзовка и Урадана. Общая территория наслега составляет 9891,76 кв. км., что занимает обширную северо-восточную часть Среднеколымского улуса.

Село образовано 9 марта 1954г. Большую часть населения составляют эвены. Здесь проживают представители пяти эвенских родов: Уяганкан, Дойда, Дяллянкин, Булэн, Молаткин.

Общая численность населения – 372 ч. Национальный состав населения: эвены – 341 чел., якуты – 18 чел., русские – 8 чел., украинцы – 1 чел., эвенки – 1 чел., буряты – 1 чел., казахи – 1 чел, узбеки – 1 чел.

Ориентировочное число говорящих на эвенском языке 300 чел. Эвенский язык активно используется в быту, в производстве. В селе действуют два фольклорных ансамбля: «Хо эйэн» и «Хэрэчэ». Администрацией и жителями села ежегодно проводится эвенский национальный праздник «Эвинэк».

Ведущей организацией по сохранению и развитию родного эвенского языка в селе является Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Березовская национальная средняя общеобразовательная школа им. В.А. Роббека». Школа одна из немногих образовательных учреждений республики, где ведется преподавание родного (эвенского) языка. В 2000 г. школе присвоен статус Республиканской экспериментальной площадки по теме “Развитие мотивации преподавания и обучения на родном эвенском языке на этнопедагогической основе”.

Язык эвенов Березовки (березовский говор) был описан д.ф.н. В.А.Роббеком в 1974г. В своей работе известный ученый отмечал: «Язык эвенов Березовки – уникальный в силу ряда обстоятельств и особенностей говор эвенского языка. В результате изолированного нахождения данной этнической группы эвенов сравнительно до недавнего времени язык их не подвержен влиянию соседних языков, таких как русский, якутский, чукотский, юкагирский и др.

Нет ни одного раздела фонетики, морфологии, где бы этот говор не имел своих отличительных особенностей, которые в общей сложности являются ранее не известными в других говорах. Кроме того, следует отметить как особенность говора в целом, наличие долгот.

Темп речи различных групп эвенов Березовки различается довольно четко. Сиверские говорят быстро и отрывисто. Темп речи остальных групп эвенов очень медленный и мелодичный.

Следует отметить особое фонетическое оформление слова в речи, которое заключается в строгом соответствии сочетания гласных и согласных звуков. Эту закономерность, исключающую сочетания гласных и согласных одного фонетического ряда с гласными и согласными другого фонетического ряда, можно назвать законом гармонии звуков речи.

Березовский говор имеет довольно богатую лексику, отражающую специфику кочевого образа жизни, занятие оленеводством, охотой и богатую духовную культуру. Ее основу оставляет общеэвенская лексика. В лексике отражена подробно разработанная терминология оленеводства, охоты, где имеется значительное количество слов табу, не зафиксированное в других говорах. Кроме того, в березовском говоре выделяется значительный пласт лексики неизвестного происхождения. Например: нʹипчик ʽоружиеʼ, илʹтэкимэлʹдэй ʽоживатьʼ (фольк.), кɵпиэңэ ʽложка, сделанная из рога горного баранаʼ и др. В лексике данного говора имеется много архаизмов, выявленных нами и не отмечавшихся ранее в других исследованных говорах эвенского языка.

Следует отметить, что в говоре отражена весьма оригинальная система терминологии для топонимов, растений, животных, насекомых и др. Весьма развито иносказание, используемое раньше как табу.

Все сказанное выше и анализ языкового материала в некоторой степени позволяют предположить, что язык эвенов Березовки в плане диахроническом, видимо, соответствует более раннему состоянию одного из говоров восточного наречия, основу которого некогда составлял язык эвенов, причисляющих себя к роду Дойда.

Таким образом, анализ фонетики, морфологии и лексики березовского говора позволяет сделать вывод, что язык эвенов Березовки является самостоятельным уникальным говором эвенского языка, имеющим много и

своеобразных специфических черт, и черт, объединяющих его в основном с восточным наречием современного эвенского языка» [1; 161].

Фольклор эвенов Березовки содержит все жанры устного народного творчества. В 2005 году вышла в свет работа В.А. Роббека «Фольклор эвенов Березовки. Образцы шедевров» [2] , где представлены тексты, собранные автором с 1959 года. Фольклорные традиции живы и в настоящее время. Люди старшего поколения рассказывают своим детям эвенские нимканы. Можно отметить, что в репертуаре эвенов родов Булэн, Дяллянкин преобладают произведения несказочной прозы, тогда как излюбленным жанром эвенов рода Уяганкан и Дойда являются сказки.

На основе фольклорных мотивов ставятся номера для ансамблей «Хо эйэн» и «Хэрэчэ». В школе проводятся конференции по эвенскому фольклору.

Источники:

  • 1. В.А.Роббек. Язык эвенов Березовки. Л.: Наука, 1989г. 205с.
  • 2. Фольклор эвенов Березовки. Образцы шедевров. Я., 2005г. 360с.

Авторизация
*
*
Генерация пароля