Аудиовизуальный фонд исчезающих языков
Записано Кузьминой Р.П.
в с. Тополиное Томпонского района
12 июля 2007г
Нимкам укчэндэку тар таӈара төр ойлан биhив он очадаӈӈан. Арай эрэк эвэhэл олдов олдомитникаhал гөнчэл:
- Эрэк таӈара бөдэӈэн олдо нөригэ-дэ, н’и-дэ биhни. Тар нөригэв ай-ка эhни н’айба, нөригэ.
Окатла арай өмнэкэн итчэл hакаримайа ӈэлэм-ӈэлэм олдо-гу, йак-ку, магдили-гу. Дьэ тарав адалач hукуhунча, адалла hорча бичэ. Эрэк икирин-дэ, йан-да ачча бичэ, букэтын hон’ун икийэ. Таринд’ав гөнчэ:
- Эрэк- такко йак гэрбэ олдо бичэ бид’ин? Эрэк уӈдук улгимими нада.
Арай олдоӈон төрэhэнчэ:
- Дьэ, би-дэ олдо биhэм,- гөнчэ,- мину таӈара эчин бидэку гөнин,- г³нни.- Эд’и н’умэрин, мину-дэ иририд’и д’эбтэкэh ай бид’ин.
- Ни-ккэ гэрбэ олдо биhэнни тарпач?
- Би hиаӈачан. Мину таӈара эчин кэн’илимийэч, ипкийэч орин,- гөнчэ.- Н’ан эрэгэр мө hэрдэдун бидэку боллагана гэдэмэклэву д’өр буркату нэдин, тарит боллагана дьиӈ н’обатидук н’обати д’өр буркат гэдэмэклэву биhни, тиэми би окат д’олакаклин миркэвэчөттэм,- гөнчэ.
- Тарпач н’и гэрбэh hи?
- Би hиаӈачан гэрбэв,- гөнчэ.
- Һаром тик таӈара тачимур hину оча. Би-дэ он иhи эдук д’улэhки hөпкуврэд’им.
Дьэ тарич эрэк бэй ӈэнэччэ. Арай дьиӈ омкочан дьиӈ йалдан’ав-да йалдан’а, коротолкам, нимэтэлкэм итчэ.
- Эрэк –тэккө йак гэрбэн? Һи-дэ н’и гэрбэ биhэнни эрэк?
- Дьэ би токинд’а гэрбэву. Мину таӈара эчин орин,- гөнни.- Оӈатанд’аву hо компон’а. Би гөнэм таӈаракки: «Йадай hи мину эррөчин эгд’эн, кэн’элич, эгд’эмэйэh одаӈаh эрэк. Би көчукэккэн, тобон’а биhмэм гөнив». ««Э, hулиӈу, эди мэргэттэ. Эррөчин-дэ биhэкэс ай болла»,- гөникэн оӈоту бэлэhнин, төгөми эррэчэн компон’а биhэм,- гөнчэ.- Һи мину бэйчими-дэ эрэгэр hойав эд’и мину бэйчир, он эттэй йав бөкэчэн икириву-дэ ургэ, нандаву-да ургэ, иӈӈату-да габар. Энтэкэйэ д’эбэмэлми таракам эрэ мину бэйнуврэли»,- гөнчэ.
Тарич эрэк бэй ӈэнэччэ. Кадар долан йаккакон туhаӈкатча букэтын эhни-дэ уйамкан биhэ көйэтми, эhни-дэ нөвчэкэ биhэ, эhни-дэ оран биhэ. Йак гэрбэ эррөчин?
Арай тараӈчанни гөнчэ:
- Һи бөӈэ hи эрэк итли мину таӈара эртэткэмен орин. Инӈату нөвчэкэӈи, корату нөвчэкэӈи, оӈоту hиалуму болла ӈинӈи, кокчиму уйамкаӈи.
- Тарпат-ко йак биhөнди hи тарпач?
- Би бучэн гэрбэву биннэн. Иту-дэ биhни. Морали бивэтти биhни эhни мөли таррочин иткэв таӈара минду бөрин.
- Улдэвуh д’эбнэй?
- Э, д’эбнэй өмэнн’ун анӈамда д’эбэмдэ улдэлкэн биhэм.
Тарич тарак бэй hөрэд’энчэ. Һиаӈачаӈи иттэн, нөвчэкэӈи иттэн, бучэнчэм иттэн. Тарпач гөнни:
- Гудэйэ-ке эрэк таӈара-кко йадай ноӈмутнан муӈнаграча.
- Эрэк йами hу мэнд’ур эhэс гөвэттэ мину эррэчэм оли.
- Окарап опча биhэп болла, оптид’ур мөтучэсчирэкэт «Гэ, эчин-дэ билдэ» гөвэттэн таӈара,- гөнчэл.
Эрэк бэй hөрчэ. Урэкчэм кадар ойчича йак-кул йалдалтача. Ойчирид’и көйэтчэ, мэндэтчэ. Эрэк йак гэрбэ? Эмиэ-дэ таӈн’алкамдаh, дилан боллагана таӈн’адукун-да көчукэн. Н’и гэрбэ эррөчин болла. Эрэк бэй улгимичэ:
-Эрэк hи-ккэ ӈи биhөнни?- гөнчэ.
-Дьэ, би эрэк анаӈ гэрбэ биhэм,- гөнчэ,- дилу көчукэн-дэ биhэкэн боллагана букэтын көйэгэку н’и дид’ин эрэк таӈара он,- гөнчэ.-Дилчаму-да бими никму эӈид’ин hөлбөчэптэн,- гөнчэ.
Тачин гөникэн миандид’и эрэк:
-Көчики дилаh,- гөнчэ,-аны дамар йаhкане боллагана көйэh ади-да дил дин,- гөнчэ.
-Гэ, тачимур мину тачимур таӈара одон. Он-иhи нэкчим hөлбэтчим,- гөнчэ.- Би hину бэйнуhчим. Дьэ, кадару hатан мэнди ойчикачаӈа бими мандуӈанди. Эрэгэр мину этэнни бокнэ-э, би бөдэлчэму нэмкун-дэ бисэклэй hо hундо чикти биhэм. Кадар д’апкалин букэтын оттэ туhаӈкатта эhэмн’ун дэгэннэттэ,- гөнчэ уйамкан.
Мэни эттэчэ.
-Э, элэкэн сөп, -гөникэн hөрчэ.
Дьэ тарич аны тугэни оча. Тугэни очалан эрэк йакакан н’обатикакан чөндукэӈчин чөндунчэ.
-Эрэк-тэккэ hи ни гэрбэ биhэнни, йак чөндукэн биhэнни н’обатикакан.
-Дьэ, мину таӈара тачимур орин. Би болла мунрукан гэрбэв биhин,- гөнчэ.
Тарит гөнчэ:
-Абаhкидэкич н’өн, бөдэлу алыh дөдэӈич оча, кэн’эли тарак. Н’ит-тэ н’өhчими туркуттэм. Арай боббечаккаккай маӈдими таракам эрэ hуптувканд’им,- гөнчэ.-Һи миндук hуркубуh эhэм иттэ йаhалу алыс горолто, чундим, тубэhчим. Э, мину эрэгэр эд’и бэйчир, мину бэйчири hойа,-гөнчэ.
Тарит боллагана ӈэнэд’энчэ эрэк бэй, мунрукам иттид’и hөрчэ. Эрэк йак дэгэнчэ hиги долин, төӈкэли.
-Эрэк-тэкка hи ӈи гэрбэ бими таливур дэгэнэнни?
-Э, би дэтлэв ачча. Дэтлэв ачча-да бими тачимур туhаӈкачалан мину таӈара орин,- гөнчэ.
-Э, н’и гэрбэ биннэh тарпач hи?
-Би дьэ өлики биhэм, гөнчэ. Эрэк туhаӈкачалан одам, мину hөнтэл эмиэ д’эбдэвур нэкэттэ эстэн, hөпкудэвур. Тиэми дьэ мину горла-горла дэгэндимд’ис туhаӈкаттич орин,-гөнчэ.
Ѳрэлдэчэ эрэк өлики, эмиэ hокаттан болла, hокоӈчин.
-Э, мандули тачимур-да н’оматкарали. Только би уӈдим болла. Авму ачча одакан hину бэйчид’им.
-Э, бэйчиӈэнни-дэ hо бими.
Ѳлики тачин опча бичэ.
Эрэк боллагана бэй д’улай мучича, миаӈчича: «Эрэк hиаӈачакайа hөпкөндиӈэв буркатаӈман иттэй». Эрэк адали туллид’и hиаӈачам hөпкэнид’и дьэ диллан аймакан’ тэлгэчэ. Ад’ит-та биhни эбит. Н’өвчэкэв йав бөкэткэмэн тачин таӈара оттаӈан бөкэткэмэн эрэк бэй дьэ аит д’омкатникан мэнэ дөмӈэли бивэттиклэй-дэ эгрэчэ бэйчир. Мэнди элэкэмн’ун бэйчигрэчэ уhу. Тачин гөникэн укчэӈгэрэр нимкач.
Расскажу сказку о том, как Бог создавал всех, живущих на земле.
Однажды эвены рыбачили и говорят:
- Бог дал нам всякую рыбу, как хариус, голец и других. Это хорошо.
Один раз в речке они увидели черную, страшную- престрашную, то ли рыбу, то ли насекомое. Поймали его сетью. У него и костей не было, ничего не было:
- Как бы узнать, что это за рыба? Надо спросить его.
Вдруг рыба заговорила:
- Я тоже рыба,- говорит,- меня Бог таким создал. Не бойся меня, можешь меня есть, хорошо будет.
- А что ты за рыба?
- Я - налим. Меня Бог таким вот страшным сотворил,- говорит.- И чтоб я всегда под водой плавал, положил в затылок два горных хрусталя, они белые-белые, поэтому я ползаю по речным камням,- говорит.
- Тогда как тебя зовут?
- Меня налимом называют,- говорит.
- Теперь я знаю, что таким создал тебя Бог. С этих пор я буду тебя ловить.
Мужчина идет дальше. Вдруг видит на горе черную-черную, с ушами, с рогами.
-А это что такое? Как тебя зовут?
- Я - лось. Меня Бог таким создал. Нос у меня большой. Я сказал богу: “Почему ты меня таким большим, страшным сотворил. Я хочу быть маленьким, складным”. “Э, дитя мое, не печалься, ты и таким хорошо выглядишь” и с такими словами он погладил меня по носу, поэтому у меня нос такой большой. Если ты будешь на меня охотиться, не убивай слишком много. У меня кости тяжелые, шкура тяжелая и очень мохнатая. Если сильно проголодаешься, только тогда на меня охоться.
Мужчина идет дальше по скалам. Вдруг видит, скачущего, как горный баран, если всмотреться, то вроде и не лось, и не олень. Кто это?
Этот вдруг сказал:
- Ты, человек, смотри, вот таким создал меня Бог. Шкура у меня, как у лося, уши, как у лося, нос, как у собаки, копыта, как у горного барана.
- Кто ты?
- Я - кабарга. У меня и зубы есть, как у морского зверя, который обитает на море. Вот такие зубы дал мне Бог.
- А можно твое мясо есть?
- Моего мяса хватит только на одну ночь.
Дальше идет человек, повстречал налима, лося увидел, кабаргу увидел. Затем думает: “О, бедные, зачем Бог создал их такими”.
- Почему вы не сказали Богу, чтоб он вас другими создал?
- А что нам делать, уже поздно. Потом, когда мы ему сказали, Бог нам ответил: “Ладно, будьте и такими”.
Этот человек идет дальше. Поднялся на гору и видит, чернеющее что-то. “Что это такое?”- думает, вроде с рогами, голова меньше чем рога. Кто это может быть? Человек спросил:
-Кто ты такой?- спрашивает.
-Я - самец горного барана,- говорит.- Голова у меня маленькая, а почему Бог создал меня с такими большими рогами, я не знаю. Головушка моя с помощью шеи только держится.
Когда он так сказал, человек удивился:
- Какая маленькая у тебя голова,- говорит,- а рога размером в несколько голов.
-Вот таким создал меня Бог, что поделать. Когда будешь взбираться на высокую скалу, попытайся меня догнать, ты меня никогда не догонишь. Хотя ноги у меня тонкие, я очень ловкий. По ущельям скал прыгаю, чуть ли не летаю,- говорит горный баран. Хвалит себя.
-Э, ладно, хватит.
Наступила зима. Человек идет по лесу и видит, катится что-то беленькое, как клубок.
- А это что за беленький клубок?
- Вот таким создал меня Бог. Я - заяц,- сказал.
Затем говорит:
- Ноги у меня кривые, поэтому неудобно бегать. Ни от кого убежать не могу, если из стороны в сторону скачу, только тогда никто не может меня догнать. Не видно, что ты быстрее меня, глаза у меня друг от друга широко расставлены. Ты на меня не охоться, на меня многие охотятся.
Человек идет дальше. Вдруг видит, кто-то летает в лесу.
- Кто это летает, и как его зовут?
-Э, у меня крыльев нет. Хотя у меня и нет крыльев, но я могу прыгать, таким создал меня Бог,- говорит.
-Э, тогда как тебя зовут?
-Я - белка. Другие тоже меня хотят поймать, поэтому Бог создал меня таким. Я могу прыгать далеко-далеко, как будто я летаю,- сказал.
Радуется и хвастается белка.
-Э, старайся вот так убегать. Если у меня не будет шапки, я буду на тебя охотиться.
-Э, охоться, если ты такой хороший охотник.
Вот таким создал Бог белку. Человек вернулся домой и думает:
-Вот бы поймать налима, чтоб увидеть у него кварц.
Пошел и поставил сети. Поймал налима и разделал голову. Оказывается и правда в голове у налима есть два кварца.
С тех пор этот человек, узнав о том как, и кого создал Бог, просто так не убивал животных. Добывал себе столько, сколько ему было нужно.