Меню Закрыть

Аудиовизуальный фонд исчезающих языков

30

Якутия



Тундренные юкагиры

Юкагиры считаются древнейшими насельниками Северо-Востока Азии. По мнению ученых, предки юкагиров прибыли на Северо-Восток Азии и начали обживать суровые края современной Республики Саха (Якутия) Российской Федерации около 6 тыс. лет назад.

 В настоящее время, юкагиры компактно проживают в Республике Саха (Якутия), а некоторая малая часть в Магаданской области и в Чукотском автономном округе.

Юкагиры представлены двумя локальными группами – лесные и тундренные юкагиры. Общее количество лесных юкагиров, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в Верхнеколымском улусе – 375 чел., общее количество тундренных юкагиров, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в Нижнеколымском районе – 390 чел.

   По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., общее количество юкагиров составляет 1603 чел., из них 1281 чел. проживают в Республике Саха (Якутия).

Общее количество лесных юкагиров, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в Верхнеколымском улусе – 304 чел., Магаданской области – 71 чел., из них 69 проживают в п. Сеймчан Среднеканского района. В настоящее время носителей языка лесных юкагиров осталось меньше 10 человек: в Верхнеколымском районе Республики Саха (Якутия), в том числе в с. Нелемное – 1 чел., с. Угольное – 1 чел., пос. Зырянка – 1 чел.; в Среднеканском районе Магаданской области РФ в пос. Сеймчан – 3 чел.

Общее количество тундренных юкагиров, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в Нижнеколымском районе – 390 чел. Ориентировочное число говорящих на языке тундренных юкагиров – приблизительно 40-50 человек, в основном, это люди старшего поколения от 50 лет.

В г. Якутске проживают приблизительно 200 человек.

По мнению большинства ученых, отделение юкагиров от уральцев и их продвижение на Северо-Восток Азии произошло около 6 тысяч лет тому назад и до XIII в. они обитали на большей части территории современной Республики Саха (Якутия). Впоследствии в результате вытеснения тунгусоязычными племенами с юга юкагиры стали продвигаться на Север. В начале XVII века русские проходцы застали и объясачили 14 локальных групп юкагиров с самоназваниями: алайи, когимэ, хоромои, анаулы, чуванджи, яндинджи, омок и др., 11 из которых еще в XVIII в. исчезли в результате опустошительных эпидемий оспы. Выжили лишь 3 группы юкагиров: алайи – тундренные юкагиры (самоназвание – wадулы), когимэ – лесные юкагиры (самоназвание – одулы) и чуванджи (самоназвание – чуванцы), еще в XVIII веке полностью обрусевшие и проживающие в с. Марково Магаданской области, а также в Чукотском автономном округе.  Локальные группы тундренных и лесных юкагиров, по признанию ученых, значительно отличаются друг от друга по языку, особенностям духовной и материальной культуры.

Перемены, начавшиеся в социальном обустройстве российского общества, существенным образом отражаются во всех сферах жизни народов Севера, в том числе юкагиров – произошел переход на оседлость, сокращение ареалов расселения, искоренение традиционных верований, нарушение передачи языка и культуры следующему поколению. Но, в 90-е годы ХХ в. произошла самоорганизация тундренных юкагиров: создаются кочевые родовые общины, возрождаются верования, язык, праздники. Современные нижнеколымские юкагиры занимаются пушным промыслом, рыболовством, оленеводством и коневодством.

По экспедиционным данным, проведенным сотрудниками ИГИиПМНС СО РАН за последние годы, языковая и этнокультурная ситуация у юкагиров характеризуется как крайнекритическая.  Процесс утраты родного языка сопровождается массовым переходом на русский и якутский языки. Так, тундренным диалектом юкагирского языка, в настоящее время, владеют приблизительно 40 чел., в основном, люди старшего поколения.

Передача языка тундренных юкагиров следующему поколению нарушена: юкагирскую речь можно услышать только в кочевых общинах и то редко; родной язык не является средством общения всех возрастных групп; детей стараются обучить в детском саду и школах по методике преподавания иностранных языков. Язык тундренных юкагиров не используется широко в обществе, хотя имеет статус официального языка в местах компактного проживания юкагиров: 1) используется лишь между кочующими юкагирами в Олеринской тундре Нижнеколыского района, общающихся по рацию; 2) не используют письменную форму языка в администрации и управлении; 3) в г. Якутске в средствах массовой информации язык употребляется в радиопередаче Н.Н. Курилова. В с. Андрюшкино существует еще языковая среда, более того многие юкагиры являются дву-многоязычными: с детства знают по 2-3-4 языка. Так, с. Андрюшкино является многоязычным обществом, где якуты, эвены, юкагиры, чукчи в течение XX-XXI вв. традиционно знают по несколько языков: якутский, эвенский, юкагирский, чукотский. Таким образом, в настоящее время существует проблема этнической идентичности и дву-многоязычия. В литературе известными юкагирскими писателями являются три родных брата: С.Н. Курилов, Г.Н. Курилов и Н.Н. Курилов, который известен также, как самобытный юкагирский художник.

Преподавание языка тундренных юкагиров ведется в детских садах и средних общеобразовательных школах. У языка тундренных юкагиров есть устоявшаяся орфография, учебные материалы, литература. Например, Г.Н. Курилов с 1972 г. приложил много усилий для сохранения языка тундренных юкагиров: основал письменность, создал первый Букварь, выпустил несколько словарей, добился, чтобы в начальных классах дети изучали юкагирский язык как предмет. В с. Андрюшкино усилиями учителей родного юкагирского языка выпущены учебники для начальных классов – с 1-го по 4-й классы, словари для школьников. Энтузиастами-носителями родного языка (Э.С. Атласова, Е.И. Атласов, А.И. Стручкова, А.А. Помогаева, М.П. Лукина) выпускаются разговорники, словари и иные учебные пособия.

Юкагирский язык в свое время был определен как изолированный, не
имеющий родственных связей ни с одним из известных науке языков мира, и условно отнесен  к группе “палеоазиатских” языков. Однако, исследования по юкагирскому языку второй половины XX века (работы Е. А. Крейновича) показали, что некоторые грамматические и лексические элементы являются общими с финно-угорскими и самодийскими языками. Продолжение исследований в этой области позволило выдвинуть гипотезу об отдаленном родстве юкагирского языка с уральскими языками, минуя самодийские и финно-угорские языки.

Юкагирские языки (язык тундренных юкагиров и язык колымских юкагиров) внесены в Атлас языков мира ЮНЕСКО, находящихся под угрозой исчезновения и Красную книгу языков народов России. Единственными носителями юкагирских языков являются лесные и тундренные юкагиры. При этом после В.И. Иохельсона в языкознании прочно утвердились термины «колымский диалект» и «тундренный диалект», отражающие существенные различия на всех уровнях языков названных групп юкагиров. Подобный взгляд на особенности существующих языков юкагиров появился в те времена, когда так называемый тундренный диалект еще не был подвергнут всестороннему научному описанию. В связи с этим отметим, что В. Йохельсон описал лишь язык лесных юкагиров.

 

Литература

  1. Иохельсон В. И. Одульский (юкагирский) язык // Языки и письменность народов Севера. М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1934. Ч. 3. С. 148-180.
  2. Крейнович Е. А. Юкагирский язык. М. – Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. 288 с.
  3. Курилов Г. Н. Юкагирско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2001. 608 с.
  4. Лукина М. П. Наречие в юкагирском языке. Новосибирск: Наука, 2014. 176 с.
  5. Полевые материалы автора Лукиной М. П. Нижнеколымский улус Республики Саха (Якутия), 1989 г.
  6. Полевые материалы автора Лукиной М. П. Нижнеколымский улус Республики Саха (Якутия), 2014.
  7. Полевые материалы автора Лукиной М. П. Нижнеколымский улус Республики Саха (Якутия), 2015.

 

Авторизация
*
*
Генерация пароля