Аудиовизуальный фонд языкового, литературного и культурного наследия народов Республики Саха (Якутия)
Тундренные юкагиры Юкагиры считаются древнейшими насельниками Северо-Востока Азии. По мнению ученых, предки юкагиров прибыли на Северо-Восток Азии и начали обживать суровые края современной Республики Саха (Якутия) Российской Федерации около 6 тыс. лет назад. В настоящее время, юкагиры компактно проживают в Республике Саха (Якутия), а некоторая малая часть в Магаданской области и в Чукотском автономном округе. Юкагиры представлены двумя локальными группами – лесные и тундренные юкагиры. Общее количество лесных юкагиров, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в Верхнеколымском улусе – 375 чел., общее количество тундренных юкагиров, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в Нижнеколымском районе – 390 чел. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., общее количество юкагиров составляет 1603 чел., из них 1281 чел. проживают в Республике Саха (Якутия). Общее количество лесных юкагиров, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в Верхнеколымском улусе – 304 чел., Магаданской области – 71 чел., из них 69 проживают в п. Сеймчан Среднеканского района. В настоящее время носителей языка лесных юкагиров осталось меньше 10 человек: в Верхнеколымском районе Республики Саха (Якутия), в том числе в с. Нелемное – 1 чел., с. Угольное – 1 чел., пос. Зырянка – 1 чел.; в Среднеканском районе Магаданской области РФ в пос. Сеймчан – 3 чел. Общее количество тундренных юкагиров, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в Нижнеколымском районе – 390 чел. Ориентировочное число говорящих на языке тундренных юкагиров – приблизительно 40-50 человек, в основном, это люди старшего поколения от 50 лет. В г. Якутске проживают приблизительно 200 человек. По мнению большинства ученых, отделение юкагиров от уральцев и их продвижение на Северо-Восток Азии произошло около 6 тысяч лет тому назад и до XIII в. они обитали на большей части территории современной Республики Саха (Якутия). Впоследствии в результате вытеснения тунгусоязычными племенами с юга юкагиры стали продвигаться на Север. В начале XVII века русские проходцы застали и объясачили 14 локальных групп юкагиров с самоназваниями: алайи, когимэ, хоромои, анаулы, чуванджи, яндинджи, омок и др., 11 из которых еще в XVIII в. исчезли в результате опустошительных эпидемий оспы. Выжили лишь 3 группы юкагиров: алайи – тундренные юкагиры (самоназвание – wадулы), когимэ – лесные юкагиры (самоназвание – одулы) и чуванджи (самоназвание – чуванцы), еще в XVIII веке полностью обрусевшие и проживающие в с. Марково Магаданской области, а также в Чукотском автономном округе. Локальные группы тундренных и лесных юкагиров, по признанию ученых, значительно отличаются друг от друга по языку, особенностям духовной и материальной культуры. Перемены, начавшиеся в социальном обустройстве российского общества, существенным образом отражаются во всех сферах жизни народов Севера, в том числе юкагиров – произошел переход на оседлость, сокращение ареалов расселения, искоренение традиционных верований, нарушение передачи языка и культуры следующему поколению. Но, в 90-е годы ХХ в. произошла самоорганизация тундренных юкагиров: создаются кочевые родовые общины, возрождаются верования, язык, праздники. Современные нижнеколымские юкагиры занимаются пушным промыслом, рыболовством, оленеводством и коневодством. По экспедиционным данным, проведенным сотрудниками ИГИиПМНС СО РАН за последние годы, языковая и этнокультурная ситуация у юкагиров характеризуется как крайнекритическая. Процесс утраты родного языка сопровождается массовым переходом на русский и якутский языки. Так, тундренным диалектом юкагирского языка, в настоящее время, владеют приблизительно 40 чел., в основном, люди старшего поколения. Передача языка тундренных юкагиров следующему поколению нарушена: юкагирскую речь можно услышать только в кочевых общинах и то редко; родной язык не является средством общения всех возрастных групп; детей стараются обучить в детском саду и школах по методике преподавания иностранных языков. Язык тундренных юкагиров не используется широко в обществе, хотя имеет статус официального языка в местах компактного проживания юкагиров: 1) используется лишь между кочующими юкагирами в Олеринской тундре Нижнеколыского района, общающихся по рацию; 2) не используют письменную форму языка в администрации и управлении; 3) в г. Якутске в средствах массовой информации язык употребляется в радиопередаче Н.Н. Курилова. В с. Андрюшкино существует еще языковая среда, более того многие юкагиры являются дву-многоязычными: с детства знают по 2-3-4 языка. Так, с. Андрюшкино является многоязычным обществом, где якуты, эвены, юкагиры, чукчи в течение XX-XXI вв. традиционно знают по несколько языков: якутский, эвенский, юкагирский, чукотский. Таким образом, в настоящее время существует проблема этнической идентичности и дву-многоязычия. В литературе известными юкагирскими писателями являются три родных брата: С.Н. Курилов, Г.Н. Курилов и Н.Н. Курилов, который известен также, как самобытный юкагирский художник. Преподавание языка тундренных юкагиров ведется в детских садах и средних общеобразовательных школах. У языка тундренных юкагиров есть устоявшаяся орфография, учебные материалы, литература. Например, Г.Н. Курилов с 1972 г. приложил много усилий для сохранения языка тундренных юкагиров: основал письменность, создал первый Букварь, выпустил несколько словарей, добился, чтобы в начальных классах дети изучали юкагирский язык как предмет. В с. Андрюшкино усилиями учителей родного юкагирского языка выпущены учебники для начальных классов – с 1-го по 4-й классы, словари для школьников. Энтузиастами-носителями родного языка (Э.С. Атласова, Е.И. Атласов, А.И. Стручкова, А.А. Помогаева, М.П. Лукина) выпускаются разговорники, словари и иные учебные пособия. Юкагирский язык в свое время был определен как изолированный, не Юкагирские языки (язык тундренных юкагиров и язык колымских юкагиров) внесены в Атлас языков мира ЮНЕСКО, находящихся под угрозой исчезновения и Красную книгу языков народов России. Единственными носителями юкагирских языков являются лесные и тундренные юкагиры. При этом после В.И. Иохельсона в языкознании прочно утвердились термины «колымский диалект» и «тундренный диалект», отражающие существенные различия на всех уровнях языков названных групп юкагиров. Подобный взгляд на особенности существующих языков юкагиров появился в те времена, когда так называемый тундренный диалект еще не был подвергнут всестороннему научному описанию. В связи с этим отметим, что В. Йохельсон описал лишь язык лесных юкагиров. Литература
имеющий родственных связей ни с одним из известных науке языков мира, и условно отнесен к группе “палеоазиатских” языков. Однако, исследования по юкагирскому языку второй половины XX века (работы Е. А. Крейновича) показали, что некоторые грамматические и лексические элементы являются общими с финно-угорскими и самодийскими языками. Продолжение исследований в этой области позволило выдвинуть гипотезу об отдаленном родстве юкагирского языка с уральскими языками, минуя самодийские и финно-угорские языки.