Меню Закрыть

Аудиовизуальный фонд исчезающих языков

Эвены и их язык

19 22 32 16 34 27 23 25 28 29 30 31 17

Якутия

Тундренные юкагиры

30

Якутия



Эвено-Бытантайский район

Эвено-Бытантайский улус

Эвено-Бытантайский улус является единственным национальным улусом в Республике Саха (Якутия). В 1989 году район воссоздан как упраздненный в 1964 году бывший Саккырырский район, который был образован в 1931 г. Указом Президиума ЦИК СССР с целью наделения кочующих по бескрайним просторам Верхоянья эвенов своим административно-территориальным образованием. Наименование вновь образованного района – «Эвено-Бытантайский» было мотивировано, прежде всего, с учетом географического расположения территории района, так как река Бытантай протекает по всей территории района, а также особенностями уклада жизни местного населения – эвенов. В настоящее время он является единственным местом сосредоточия национального самосознания, самобытной культуры. 

Улус занимает территорию 52,3 тысяч кв.км. за Полярным кругом. Состоит из трех наслегов поселенческого уровня: Верхне-Бытантайский наслег, Нижне-Бытантайский и Тюгясирский. Центром района является п. Батагай-Алыта. В п. Батагай-Алыта проживают 1928 человек, из них мужчин – 778, женщин – 1120. Эвенов  всего 1134 человек, из них мужчин 530: в возрасте от 0-15 – 221 человек, от 16-59 – 279, от 60 и старше 30 человек. Женщин (604) в возрасте от 0-15 – 253, от 16-59 – 280, от 60 и старше 71 человек. Основным видом производства района является сельское хозяйство, ведущую роль в нем занимает оленеводство. В районе также разводится аборигенный якутский скот.

Эвены-тюгясиры представляют собой отдельную локальную группу эвенов, имеющую отличительные языковые признаки от других групп эвенов Якутии. Так, язык эвенов-тюгясиров относится к крайнезападному, или саккырырскому, наречию эвенского языка, а внутри этого наречия выделяется отдельный говор – тюгясирский [1]. Проблема этнической истории тюгясирских эвенов подробно рассмотрена в историко-этнографических работах [2]. Эвены-тюгясиры, по мнению И.С. Гурвича, в XIX в. делились на три территориальных административных рода: Южный, Средний и Северный (древние названия этих родов утрачены). Большая часть тюгясиров входила в Южный род, однако, по преданиям, основным родом в древности считался Северный, который будто бы уменьшился в результате столкновений с юкагирами [3].

Самоназвание местной этнолокальной группы эвенов – тюгясир (тюгясирский эвен). «Түгѳhэл» с эвенского языка переводится как ‘постоянно живущие на одном месте, не отлучающиеся из родных мест’. Род называется Түгѳhэл (Тюгясиры).

Целенаправленно ведется работа по возрождению эвенского языка и культуры, традиционных отраслей производства.

Большое внимание в работе учреждений культуры уделяется пропаганде здорового образа жизни, изучению и пропаганде фольклора, обычаев эвенского народа. Так при Саккырырском Доме культуры функционируют народный театр, танцевальный ансамбль «Тугусил», «Аянесса», молодежный ансамбль «Миргилан», фольклорный ансамбль «Упэндьэл». Проектными мероприятиями улусного зонального и республиканского масштаба являются конкурсы: «Нод асатканни», «Эхо тундры», «Полярная звезда», национальный праздник оленеводов «Нолтэнкэ». Проводятся конкурсы, посвященные творчеству эвенских писателей, по исполнению эвенских песен «Дэт ултавканни» и т.д.

В системе образования района функционируют 4 школы, 3 дошкольных учреждения, 2 учреждения дополнительного образования детей. В общеобразовательных учреждениях обучаются 237 детей-эвенов, из них 166 изучают эвенский язык. В дошкольных учреждениях эвенский язык изучают 238 детей.              С образованием национального района в образовательных учреждениях начали изучать эвенский язык и культуру. В настоящее время преподавание языка и культуры ведется в детских садах и вовсех школах улуса. Эвенский язык включен в число базовых федеральных предметов наряду с русским, якутским и иностранными языками. В улусе разработаны проекты требований к результатам освоения родного языка, а также по культуре народов РС (Я). В дошкольных учреждениях ведется обучение разговорному эвенскому языку.

Благодаря усилиям учителей эвенского языка ежегодно повышаются результаты контрольных работ по эвенскому языку.

Улусный Детский центр является улусным координатором научно-практической конференции учебных проектов и исследовательских работ школьников «Шаг в будущее». Названия тем исследовательских работ учащихся: «Особенности эвенских и эвенкийских орнаментов», «Династии оленеводов Эвено-Бытантайского улуса», «Эвенские имена тюгясиров Эвено-Бытантайского улуса», «Топонимы Эвено-Бытантайского улуса» и др. Каждый год проводится научно-практическая конференция «По тропам улуса».

Фольклорная традиция в улусе представлена в песнях и танцах. В Научном архиве ЯНЦ СО РАН хранятся фольклорные тексты, записанные на якутском языке. Это такие, как:

  • «Ытык ыамылыйаан». Запись Слепцовой Светланы Михайловны, 26 марта 1958 г. Ф. 5. Оп. 6. Д. 277. С. 65 – 76.
  • Остуоруйа. Сотрудников Василий Васильевич, 67 лет, якут. 25 марта 1958 г. Ф. 5. Оп. 6. Д. 277. Л. 61 – 62.
  • Оройуон туьунан кыра кэпсээн. Сотрудников Василий Васильевич, 67 лет, якут. 25 марта 1958 г. Ф. 5. Оп. 6. Д. 277. Л. 61 – 62.
  • Кыыс хадаар. Запись Стручковой Анны Тимофеевны. 19 апреля 1958 г. Ф. 5. Оп. 6. Д. 277. С. 59 – 60.
  • Чабыр5ах. Горохов Алексей Егорович, 1917 г.р. Ф. 5. Оп. 6. Д. 65. С. 63.
  • Чабыр5ах. Горохов Алексей Егорович, 1917 г.р. Ф. 5. Оп. 6. Д. 65. С. 64.

Литература

  1. Кузьмина Р.П. Образование притяжательных форм в крайнезападном наречии эвенского языка // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2013. № 28. С. 20–24.
  2. История и культура эвенов: историко-этнографические очерки / В.А. Туголуков, В.А. Тураев, Б.А. Спеваковский и др. СПб., 1997. 182 с.
  3. Гурвич И.С.: 1) Эвены-тюгясиры // Краткие сообщения Института этнографии. М., 1956. Вып. 25. С. 42–55 ; 2) Этническая история Северо-Востока Сибири. М., 1966. С. 232.
  4. Сулейманов А.А. Этнографическое изучение коренных народов Арктических районов Якутии в 1951–1954 гг. // Гуманитарные исследования. 2015. № 2 (6). С. 56–60.
  5. Филиппова В.В. Тюгясирские эвены: численность и расселение в ХХ – начале XXI в. // Общество: философия, история, культура. 2018. № 12. С. 141–145. https://doi.org/10.24158/fik.2018.12.27

 

 

Авторизация
*
*
Генерация пароля