Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (ИГИиПМНС СО РАН)
Международный Фонд Исследования Тенгри (МФИТ)
Программа круглого стола «Об итогах и перспективах МНПК «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность»
Дата: 23 сентября 2023 г.
Место проведения: г. Якутск, ул. Петровского, д. 1,
Актовый зал ИГИиПМНС СО РАН
14:30 Приветствия:
– Боякова Сардана Ильинична, директор ИГИиПМНС СО РАН, доцент, д-р ист. наук.
– Винокурова Ульяна Алексеевна, руководитель научно-исследовательского центра циркумполярной цивилизации Арктического государственного института культуры и искусства, Республика Саха (Якутия), профессор, д-р социол. наук, канд. психол. наук.
– Дашням Лувсандамба, президент Академии монгольских традиций, заместитель председателя Правления Международного фонда исследования Тенгри. Улан-Батор.
14:45 – 16:15 Выступления (Часть I) (7 мин.):
Председатель – Федорова Лена Валерьевна, директор МФИТ, канд. полит. наук.
Секретарь – Мухоплева Светлана Дмитриевна, ст. науч. сотр. отдела фольклора и литературы ИГИиПМНС СО РАН, канд. филол. наук.
- Возрождение и развитие тенгрианства в современной Туве
Бичелдей Каадыр-оол Алексеевич, директор Национального музея Республики Тыва имени Алдан-Маадыр, почетный профессор Тувинского государственного университета, почетный доктор института истории и археологии Академии наук Монголии, действительный член Российской академии естественных наук и Российской ассоциации содействия науке, д-р филол. наук. Кызыл.
- Топографические и астрономические петроглифы как феномен номадической мировой цивилизации
Аязбекова Сабина Шарифовна, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казахстанского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова, академик IASHE (Международная Академия Науки и Высшего Образования, Великобритания), академик РАЕ (Российская Академия Естествознания),д-р филос. наук. Астана.
3.Образно-семантические основы современного изобразительного искусства Казахстана: анималистический код
Кулсариева Актолкын Турлукановна, проректор по стратегии, цифровизации и интернационализации Казахского национального педагогического университета им. Абая, профессор, д-р филос. наук.Алматы
- К вопросу мифологических персонажей в якутском героическом эпосе олонхо: божества айыы
Мухоплева Светлана Дмитриевна, ст. науч. сотр. отдела фольклора и литературы ИГИиПМНС СО РАН, канд. филол. наук. Якутск.
- Этические концепты тенгрианства
Шакирова Ризвангуль Гайратбековна, доцент кафедры международных отношений Института Сорбонна – Казахстан КазНПУ им. Абая, канд. филос. наук. Алматы.
- Символ веры тенгрианства
Бичеев Баазр Александрович, гл. науч. сотр. лаборатории комплексных буддологических исследований Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова, д-р филос. наук. Элиста.
- Роль тенгрианства в становлении и развития философии в средние века: Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашгари
Амердинова Магира Мунаждиновна, профессор кафедры философии, теории и истории культуры Кыргызского Национального университета им. Ж. Баласагына, д-р филос. наук. Бишкек.
- Божество Айыысыт (Айыыһыт) в якутских сказках и олонхо: функции и семантика
Павлова Надежда Васильевна, науч. сотр. отдела фольклора и литературы ИГИиПМНС СО РАН, канд. филол. Наук. Якутск.
- Образ Тенгри в тувинской драматургии
Мижит Людмила Салчаковна, вед. науч. сотр. сектора литературоведения Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, канд. филол. наук. Кызыл.
- Степной ландшафт в нарративах памяти у народа саха: пространственные образы и представления
Данилова Наталия Ксенофонтовна, ст. науч. сотр. отдела археологии и этнографии ИГИиПМНС СО РАН, канд. ист. наук. Якутск.
- Орхонские надписи и «Сокровенное сказание монголов»: тенгрианские воззрения (общетипологические черты)
Донгак Антонина Саар-ооловна, канд. филол. наук, вед. науч. сотр. сектора языкознания Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Кызыл.
12.Отображение мотивов петроглифов в легендах музыкальных образцов Казахстана: застывшее в событии (связь времен)
Курмангалиева Меруерт Санатовна, профессор кафедры «Музыковедение» Казахского Национального университета искусств, канд. искусствоведения. Астана.
16:15 – 16:30 Обсуждение
16:30 – 16:40 Перерыв
16:40 – 18:10 Выступления (часть II)
- Петроглифы Саймалы-Таша как древний изобразительный эпос
Ташбаева Кадича Искандаровна, зав. отделом археологии, старший науч. сотр. Института истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова, Национальной Академии Наук Кыргызской Республики, канд. ист. наук. Бишкек.
- Культ священных животных в тенгрианской философии
Телебаев Газиз Турысбекович, профессор кафедры философии Казахского национального университета им. Аль-Фараби, д-р филос. наук. Астана.
- Гимны тувинских шаманов как сакральная речь
Донгак Уран Алдын-ооловна, вед. науч. сотр. сектора литературоведения Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Кызыл.
- Тенгрианская практика: символы перехода в детских обрядовых песнях у казахов
Кузбакова Гульнара Жанабергеновна, доцент кафедры «Музыковедение и композиция» Казахского национального университета искусств, канд. искусствоведения.Астана.
5.Художественные смыслы и мировоззренческая основа образа Созвездия Большой Медведицы в повести М. Кожелдея «Долаан бургандан келген уруг» («Девушка, спустившаяся с Созвездия Большой Медведицы»)
Кужугет Шенне Юрьевна, науч. сотр. сектора литературоведения Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Кызыл.
6.История происхождения племен младших жузов и тенгрианства казахского народа
Менилбаев Гани Аблаевич, доцент кафедры международных отношений Института Сорбонна – Казахстан КазНПУ им. Абая, канд. ист. наук.Алматы.
- О значении имени «тюрк»
Шайхутдинов Дамир Исмагилович, журналист, Набережные Челны, Республика Татарстан.
- Здоровьесберегающий потенциал трехаспектного видения человека в традиционной культуре
Алексеев Матвей Афанасьевич, врач-психотерапевт Центра варганотерапии, санаторий «Русь», г. Горячий Ключ, Краснодарский край.
10.Рельеф богини Умай в святилище Перперек, Болгария
Мавров Спас Гроздев, колобр, член Болгарской академии наук и искусств (БАНИ), с. Бузовград, Казанлык, Болгария.
11.Есть библия, тогда – почему Тангра, а не Яхве?
Миленов Кристиян Григоров, исполнительный директор, ассистент-профессор Агентства устойчивого развития и европейской интеграции-ECOREGIONS (АУРЕ), профессор архитектуры. София, Болгария
12.Богиня Умай в культуре Азербайджана
Салимова Айтэн Тариэль кызы, профессор IAA (Международная Академия архитектуры), доцент кафедры «Архитектурное проектирование и градостроительство» Азербайджанского университета архитектуры и строительства, канд. архитектуры. Баку.
18:10 – 18:20 Обсуждение.
18:20 – 18:30 Предложения в Резолюцию.
1. Рустамбеков Серик Исаевич, председатель правления Международного фонда Тенгри, Заслуженный архитектор Республики Казахстан. Астана.
- Петко Колев, Президент Общеболгарского культурного фонда Тангра-Тан-Нак-Ра, член Попечительского совета Международного фонда Тенгри. София.