Меню Закрыть

Круглый стол «Об итогах и перспективах МНПК «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность»

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (ИГИиПМНС СО РАН)

Международный Фонд Исследования Тенгри (МФИТ)

Программа круглого стола «Об итогах и перспективах МНПК «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность»

Дата: 23 сентября 2023 г.

Место проведения: г. Якутск, ул. Петровского, д. 1,

Актовый зал ИГИиПМНС СО РАН

14:30 Приветствия:

Боякова Сардана Ильинична, директор ИГИиПМНС СО РАН, доцент, д-р ист. наук.

Винокурова Ульяна Алексеевна, руководитель научно-исследовательского центра циркумполярной цивилизации Арктического государственного института культуры и искусства, Республика Саха (Якутия), профессор, д-р социол. наук, канд. психол. наук.

            – Дашням Лувсандамба, президент Академии монгольских традиций, заместитель председателя Правления Международного фонда исследования Тенгри. Улан-Батор.

14:45 – 16:15 Выступления (Часть I) (7 мин.):

           Председатель – Федорова Лена Валерьевна, директор МФИТ, канд. полит. наук.

           Секретарь – Мухоплева Светлана Дмитриевна, ст. науч. сотр. отдела фольклора и литературы ИГИиПМНС СО РАН, канд. филол. наук.

  1. Возрождение и развитие тенгрианства в современной Туве

Бичелдей Каадыр-оол Алексеевич, директор Национального музея Республики Тыва имени Алдан-Маадыр, почетный профессор Тувинского государственного университета, почетный доктор института истории и археологии Академии наук Монголии, действительный член Российской академии естественных наук и Российской ассоциации содействия науке, д-р филол. наук. Кызыл.

  1. Топографические и астрономические петроглифы как феномен номадической мировой цивилизации

Аязбекова Сабина Шарифовна, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казахстанского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова, академик IASHE (Международная Академия Науки и Высшего Образования, Великобритания), академик РАЕ (Российская Академия Естествознания),д-р филос. наук. Астана.

3.Образно-семантические основы современного изобразительного искусства Казахстана: анималистический код

Кулсариева Актолкын Турлукановна, проректор по стратегии, цифровизации и интернационализации Казахского национального педагогического университета им. Абая, профессор, д-р филос. наук.Алматы

  1. К вопросу мифологических персонажей в якутском героическом эпосе олонхо: божества айыы

Мухоплева Светлана Дмитриевна, ст. науч. сотр. отдела фольклора и литературы ИГИиПМНС СО РАН, канд. филол. наук. Якутск.

  1. Этические концепты тенгрианства

Шакирова Ризвангуль Гайратбековна, доцент кафедры международных отношений Института Сорбонна – Казахстан КазНПУ им. Абая, канд. филос. наук. Алматы.

  1. Символ веры тенгрианства

Бичеев Баазр Александрович, гл. науч. сотр. лаборатории комплексных буддологических исследований Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова, д-р филос. наук. Элиста.

  1. Роль тенгрианства в становлении и развития философии в средние века: Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашгари

Амердинова Магира Мунаждиновна, профессор кафедры философии, теории и истории культуры Кыргызского Национального университета им. Ж. Баласагына, д-р филос. наук. Бишкек.

  1. Божество Айыысыт (Айыыһыт) в якутских сказках и олонхо: функции и семантика

Павлова Надежда Васильевна, науч. сотр. отдела фольклора и литературы ИГИиПМНС СО РАН, канд. филол. Наук. Якутск.

  1. Образ Тенгри в тувинской драматургии

Мижит Людмила Салчаковна, вед. науч. сотр. сектора литературоведения Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, канд. филол. наук. Кызыл.

  1. Степной ландшафт в нарративах памяти у народа саха: пространственные образы и представления

Данилова Наталия Ксенофонтовна, ст. науч. сотр. отдела археологии и этнографии ИГИиПМНС СО РАН, канд. ист. наук. Якутск.

  1. Орхонские надписи и «Сокровенное сказание монголов»: тенгрианские воззрения (общетипологические черты)

Донгак Антонина Саар-ооловна, канд. филол. наук, вед. науч. сотр. сектора языкознания Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Кызыл.

12.Отображение мотивов петроглифов в легендах музыкальных образцов Казахстана: застывшее в событии (связь времен)

Курмангалиева Меруерт Санатовна, профессор кафедры «Музыковедение» Казахского Национального университета искусств, канд. искусствоведения. Астана.

16:15 – 16:30 Обсуждение

16:30 – 16:40  Перерыв

16:40 – 18:10 Выступления (часть II)

  1. Петроглифы Саймалы-Таша как древний изобразительный эпос

Ташбаева Кадича Искандаровна, зав. отделом археологии, старший науч. сотр. Института истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова, Национальной Академии Наук Кыргызской Республики, канд. ист. наук. Бишкек.

  1. Культ священных животных в тенгрианской философии

Телебаев Газиз Турысбекович, профессор кафедры философии Казахского национального университета им. Аль-Фараби, д-р филос. наук. Астана.

  1. Гимны тувинских шаманов как сакральная речь

Донгак Уран Алдын-ооловна, вед. науч. сотр. сектора литературоведения Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Кызыл.

  1. Тенгрианская практика: символы перехода в детских обрядовых песнях у казахов

Кузбакова Гульнара Жанабергеновна, доцент кафедры «Музыковедение и композиция» Казахского национального университета искусств, канд. искусствоведения.Астана.

5.Художественные смыслы и мировоззренческая основа образа Созвездия Большой Медведицы в повести М. Кожелдея «Долаан бургандан келген уруг» («Девушка, спустившаяся с Созвездия Большой Медведицы»)

Кужугет Шенне Юрьевна, науч. сотр. сектора литературоведения Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Кызыл.

6.История происхождения племен младших жузов и тенгрианства казахского народа

Менилбаев Гани Аблаевич, доцент кафедры международных отношений Института Сорбонна – Казахстан КазНПУ им. Абая, канд. ист. наук.Алматы.

  1. О значении имени «тюрк»

Шайхутдинов Дамир Исмагилович, журналист, Набережные Челны, Республика Татарстан.

  1. Здоровьесберегающий потенциал трехаспектного видения человека в традиционной культуре

Алексеев Матвей Афанасьевич, врач-психотерапевт Центра варганотерапии, санаторий «Русь», г. Горячий Ключ, Краснодарский край.

10.Рельеф богини Умай в святилище Перперек, Болгария

Мавров Спас Гроздев, колобр, член Болгарской академии наук и искусств (БАНИ), с. Бузовград, Казанлык, Болгария.

11.Есть библия, тогда – почему Тангра, а не Яхве?

Миленов Кристиян Григоров, исполнительный директор, ассистент-профессор Агентства устойчивого развития и европейской интеграции-ECOREGIONS (АУРЕ), профессор архитектуры. София, Болгария

12.Богиня Умай в культуре Азербайджана

Салимова Айтэн Тариэль кызы, профессор IAA (Международная Академия архитектуры), доцент кафедры «Архитектурное проектирование и градостроительство» Азербайджанского университета архитектуры и строительства, канд. архитектуры. Баку.

18:10 – 18:20 Обсуждение.

18:20 – 18:30 Предложения в Резолюцию.

1.    Рустамбеков Серик Исаевич, председатель правления Международного фонда Тенгри, Заслуженный архитектор Республики Казахстан. Астана.

  1. Петко Колев, Президент Общеболгарского культурного фонда Тангра-Тан-Нак-Ра, член Попечительского совета Международного фонда Тенгри. София.
Авторизация
*
*
Генерация пароля