Меню Закрыть

С 29 июня по 10 июля 2024 г. в Аллаиховском улусе (районе) состоялась командировка ученых ИГИиПМНС СО РАН по реализации проекта Российского научного фонда «Русские старожилы Якутии: история и социокультурная антропология в контексте российской государственности в Арктике»

Командировка в Русском Устье

   С 29 июня по 10 июля 2024 г. в Аллаиховском улусе (районе) состоялась командировка ученых Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН по реализации проекта Российского научного фонда 22-18-20036 «Русские старожилы Якутии: история и социокультурная антропология в контексте российской государственности в Арктике»: С.Е. Никитина (рук., к.и.н., н.с. отдела истории), Д.А. Николаев (лаборант-исследователь Центра арктических исследований), С.А. Барабанский (лаборант отдела истории).

   Целью исследования группы был сбор материала по исторической повседневности, быта, трудовых занятий русских старожилов Арктики, планировались поездки по местам их давних зимовий для реконструкции исторической карты поселений ареала русских старожилов в устье р. Индигирки.

   В период подготовки к выезду в Чокурдах–Русское Устье были предприняты серьезные мероприятия по снаряжению экспедиции вплоть до знакомства с информацией по метеоусловиям в сроки командировки. Так как прогноз был неутешительный: со штормовым предупреждением, мы согласовали наши предполагаемые поездки со службой МЧС РС (Я). По прибытию в пос.Чокурдах нас сразу же под опеку взяла улусная организация МЧС и в соответствии с их рекомендациями по погодным условиям был выстроен график поездок по Колымской, Средней и Русскоустинской протокам.

   Логистика маршрутов определила срочность выезда в самую дальнюю заимку Яр (Станчик, Косово), находящуюся в 10 км. от Восточно-Сибирского моря по Колымской протоке реки Индигирки из пос.Чокурдах 1–2 июля.

   3–4 июля из с.Русского Устья выехали по Средней протоке реки Индигирки на заимку Табор (Изба Шахова, Кузьмичово), стоящей в 15 км. от Восточно-Сибирского моря. Однако усиление ветра не позволило идти по Средней протоке, были сильные волны, мы были вынуждены вернуться на Русскоустинскую протоку и по мелким вискам вкруговую дойти до места.

   В штормовые дни работали в с.Русском Устье с местными жителями, собирали полевой материал по устной истории. С установлением хорошей погоды продолжили выезды по заимкам 7–8 июля, так как «пошла рыба», началась путина мы смогли увидеть рыбаков рыболовецкой общины «Русское Устье» за работой, посетить их ледник в Стариково.

   Всего сделано более 1500 фотографий, записи на диктофон интервью со старейшинами и жителями заняли более чем 21,5 часа хронометража.

   Маршруты наших научных интересов были связаны с наиболее значимыми историческими объектами жизни, хозяйственных промыслов и культуры русского населения Севера. В первую очередь, это была самая северная православная часовня на Станчике, которая сохранилась благодаря бережному отношению жителей к историческому наследию предков.

1-ый маршрут Чокурдах – Станчик – Косово – Яр (Кривой Яр) – Лундино – без названия старое кладбище – Тарабаш (старое кладбище) – Старая Крутая (старое кладбище) – Ойотунга – Заимка на Едомке – Заимка у Петровской лайды

2-ой маршрут Русское Устье – Табор – Изба Шахова – Кузьмичово –Триног – Бар.

3-ий маршрут Чокурдах – Нижняя Толстая – Юртушка – Русское Устье.

4-ый маршрут Русское Устье – Стариково – Заимка Холод – Холм – Перчик (няша – Сохранившаяся Сорочка) – Каменное Куликово.

5-ый маршрут Русское Устье – Горлышко (1, 2, 3) – Федоровское – Алексеевское –Осколково – Островок – Участок без названия – Федосеево – Лабазное (летний участок и зимний участок напротив через реку) – Хупкундя (Анна Иннокентьевна Солдатова), Чайхана купчихи Чикачиха на лайде.

   Изменение русла реки и ее притоков унесло на дно реки более половины старых построек, т.е. может быть, что какие-то участки мы уже не можем обнаружить, поэтому большая роль в реконструкции карты отводилась интервью со старейшинами.

   Были сделаны фотографии старинных жилых и хозяйственных построек, предоставляющих возможность реконструировать традиционную повседневность людей в суровых арктических условиях. Отмечены их умения и хитрости по сохранению тепла внутри жилых помещений: утепление наружных стен дерном у балаганов или мазанки глиной наподобие «штукатуренных» домов русских срубных изб, чтобы глину удержать на стене дома, в нее замешивали стриженый волос с оленьих шкур. Старинные постройки с безгвоздевым соединением строительного материала «пазовым замком», деревянные крепления дверей демонстрируют традиционные приемы мастерства плотничьего искусства дореволюционных времен.

   Строительный материал (подходящие бревна из лиственницы) из принесенных рекой «плавника» (плывущие деревья) копился годами. Эти деревья откладывались в сторону, их потом обтесывали и вырезали «пазы». Потом это все складывалось как конструктор в постройку, между бревен конопатили мхом. При отсутствии железных изделий все строилось, выпиливалось, вкладывалось в деревянные конструкции. Дверь крутилась на деревянных «втулках» (пятка), сохранилось выражение, при приезде большого количества гостей, говорили «дверь на пятке крутилась, не закрываясь» (Варвара Серафимовна, 87 л.).

   В поездках насчитали 34 стоянки, примечательно, что среди них, как нам сказали, нужно различать зимние и летние участки, нами установлены, по рассказам жителей ранние точно летние, 3 жилых участка. Давность проживания на конкретном месте дополнительно к устным воспоминаниям фиксировалась наличием ранних захоронений.

   Попытка реконструировать демографическую картину русскоустинцев в XVIII–XIX вв. с помощью устных воспоминаний старожилов, позволила сделать следующие выводы. Если приблизительно проживали по 2–3 семьи (так как выжить могли только при наличии минимум 2–3 мужчин, которые бы охотились, рыбачили, заготовляли сплавленные рекой дрова) (Варвара Серафимовна, 87 л.). При условии полной семьи (отец, мать, трое детей) на 30 участков по 2 семьи, получилась общая численность 300 чел., но по воспоминаниям, на Таборе и на Яре, на Баре по 7–10 домов. Приблизительная дореволюционная численность населения русских старожилов устья р.Индигирки могла быть около 350 человек. Что подтверждается косвенными сведениями архивных документов XVIII–XIX вв.

   Большое сожаление вызывает природный фактор разрушения берегов, приводящих к уничтожению культурных слоев. Также важным представляется то, что русские старожилы устья реки Индигирки в процессе адаптации выработали уникальный опыт хозяйственных занятий в условиях арктической экосистемы. Нам удалось сфотографировать сохранившиеся орудия лова песцов – пасти, исторические артефакты рыболовных снастей, зафиксировать особенности некрополистических памятников.

   Также хочется отметить, что мы наблюдали явные признаки влияния глобального потепления, выраженные в резко возросшей обилии флоры, произрастании ранее не замечаемых тут растений, как например, берега густо заросшие довольно высоким тальником.

 

К этому письму приложены ссылки на следующие файлы:

 

  1. по дороге в Косово.JPG (5.6 Мб)
  2. позднее штукатурили между деревянных планочек или на сетку-рабицу.JPG (9 Мб)
  3. Старейшина Яра Мария Алексеевна Чикачева.JPG (5.3 Мб)
  4. Старейшины села Русское Устье Варвара Серафимовна и Евдокия Серафимовна.JPG (6.7 Мб)

 

Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/2XZWY2vXC7yFCvbW78FoFNST

Авторизация
*
*
Генерация пароля