Меню Закрыть

Памяти Эдуарда Ефимовича Алексеева

Коллектив Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН выражает глубокое соболезнование родным и близким по поводу кончины 10 марта 2021 г. в г. Бостон (США) выдающегося ученого-этномузыковеда, одного из основоположников якутского этномузыкознания, уникального полевика-собирателя музыкального фольклора народов России,  внесшего своими фундаментальными трудами неоценимый вклад в мировую науку, действительного члена Академии духовности РС(Я), доктора искусствоведения Эдуарда Ефимовича Алексеева. Э.Е. Алексеев родился 4 декабря 1937 года в Якутске в семье Заслуженных учителей ЯАССР Аси Матвеевны (1911-1974) и Ефима Георгиевича (Егоровича) (1912-1972) Алексеевых. Его дед Е. Алексеев был известным якутским косторезом. В 1952–1956 гг. Э.Е.Алексеев учился в Центральной музыкальной школе-десятилетке при Московской государственной консерватории у А.В. Шацкеса (фортепиано) и Л. Н. Фокиной (теория музыки). Закончил ее с золотой медалью. В 1956–1961 гг. занимался на теоретико-композиторском факультете Московской консерватории в классе профессора Л.А. Мазеля, которую закончил с отличием. В 1963–1966 гг. совершенствовался в аспирантуре Института истории искусств Академии Наук СССР у профессора В.М. Беляева (музыкальная фольклористика). В 1959–1960 гг. работал лаборантом в Кабинете народной музыки Московской консерватории, где в 1986–1990 гг. руководил работой аспирантов. В 1961–1963 гг. преподавал в Якутском музыкальном и в Якутском педагогическом училищах. В 1964–1993 гг. работал в Институте истории искусств (с 1992 Государственный институт искусствознания). В 1972–1992 гг. руководил Всесоюзной комиссией по народному музыкальному творчеству Союза композиторов СССР. Перед отъездом в Америку он с семьей переехал в Якутск, где с 1993 по 1996 гг. работал в Институте проблем малочисленных народов Севера СО РАН, в Высшей школе музыки РС(Я) и был вице-президентом Академии духовности РС(Я).

Э.Е. Алексеевым издано большое количество научных трудов, в которых нашли отражение различные аспекты изучения народной музыки. Так, благодаря ему, наиболее изученной областью в настоящее время является ладоинтонационная сфера традиционной музыки якутов, достаточно полно раскрытая в классическом труде «Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни)». В своих трудах Э.Е Алексеев рассматривает специфику ранних видов мелоса, принципы формообразования в народных песнях, уделяет внимание проблеме  связи слова с музыкой, на свободную интерпретацию раннефольклорных напевов, характеру звуковысотных трансформаций в них. Кроме того, ему удалось построить модели интонирования в архаическом мелосе, учитывающие эволюционное развитие напевов. Э. Е. Алексеев воспринимает народный мелос как живой организм с большим внутренним потенциалом специфического развития, утверждая этим невозможность предсказываемой гибели, исторического изживания фольклора. Специальный интерес музыковеда был связан с проблемами нотной записи народной музыки, способной адекватно отобразить фольклорную мелодию. Концепции Э. Е. Алексеева о раннефольклорном интонировании и ее составляющих нашли широкое применение в исследованиях по народной музыке различных этномузыкологов России и зарубежья. Помимо вышеперечисленных аспектов, Э.Е. Алексеев впервые изучил гетерофонное якутское многоголосие, являющееся основой якутского обрядового кругового песни-танца осуохай и музыку якутского хомуса (варган).

Благодаря его полевым исследованиям был зафиксирован музыкальный фольклор не только якутов, но и эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, эскимосов, калмыков, евреев, цыган, крымских татар, шапсугов и др. В настоящее время его записи хранятся в архиве аудиовизуальных материалов Гарвардского университета (г. Кэмбридж, США), в Высшей школе музыки (институт) РС (Я) им. В.А. Босикова, а также в фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург, Россия).

Помимо научных изысканий и полевых исследований Э.Е. Алексеев работал членом редколлегии академической 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». В период работы над этим изданием под его руководством была разработана стройная система нотной записи оригинальных и трудно поддающихся нотной фиксации образцов фольклора сибирских народов. Он является составителем сборника песен самодеятельного композитора Христофора Максимова, составителем и редактором первых изданных нотных сборников Г.А. Григоряна для фортепиано. Кроме того Э. Е. Алексеев нотировал и выпустил на грампластинке записи якутских народных песен, в том числе фольклорные образцы народного певца Устина Нохсорова, сделанные в 1946 г., составил и выпустил сборник «Образцы якутского музыкального фольклора» (совместно с Надеждой Николаевной Николаевой), который вплоть до настоящего времени стал, практически, последним сборником якутских народных песен. С тех пор, с 1981 г., т.е. уже около 40 лет, подобные сборники не издавались.

В 1970-х–начале 1980-х гг. совместно с Г.Л. Головинским провел серию исследований массовых музыкальных вкусов молодежи. В 1987 участвовал в работе над фильмом о шаманах «Dream Times» («Времена сновидений», который получил приз 1-го Международного фестиваля аудиовизуальной антропологии в Пярну (Эстония). Э.Е. Алексеев – автор камерных инструментальных и вокальных произведений, фортепианного цикла «Сергеляхские эскизы» и оперы «Песнь о Манчары», созданной в соавторстве с Г.Н. Комраковым.

Многогранная деятельность Э. Е. Алексеева внесла весомый вклад в развитие Российской и якутской науки и культуры. Многие его научные разработки и даже отдельные высказывания могут служить основой для дальнейшего изучения музыкального фольклора не только народов Якутии, но и других этносов, населяющих мир. С уходом из жизни Эдуарда Ефимовича Алексеева якутская наука понесла невосполнимую утрату. Скорбим и помним. Вечная ему память.

Авторизация
*
*
Генерация пароля